Этот материал вышел в № 02 за 2012 год

Можно утверждать, что мы стоим на пороге очень важной технической революции в швейном машиностроении. Электропривод с фрикционными муфтами, который господствовал в промышленном швейном оборудовании почти сто лет, на наших глазах уступает место своему более юному электронному собрату.
В чем было достоинство уходящего привода? Он выполнял функцию изменения скорости вращения выходного вала простейшими механическими средствами. Его основная деталь – муфта с фрикционными накладками, которая может в зависимости от положения педали прижиматься то к тормозному кольцу, то к инерционному маховику асинхронного двигателя. Скорость выходного вала изменяется за счет проскальзывания муфты относительно маховика. В предельных случаях муфта остается неподвижной, прижимаясь пружиной к тормозному кольцу, или вращается с максимальной скоростью асинхронного мотора, прижатая к его маховику. При всех достоинствах такого привода, он обладает и рядом принципиальных недостатков, среди которых следует отметить:
 постоянное вращение ротора, вне зависимости от того шьет машина или нет, что приводит к постоянному расходу электроэнергии;
 при шитье на малых скоростях отмечается проскальзывание муфты относительно маховика, падение крутящего момента на выходном валу, что вызывает нагрев фрикционных накладок и их повышенный износ;
 большие габариты, а также наличие ременной передачи фрикционных двигателей сопровождается значительными шумовыми нагрузками и вибрацией.
Фирма GEMSY предлагает рынку свою новую разработку – линии электронных приводов GEM 400 и GEM 522. В них нет фрикционных муфт, нет вообще никаких муфт, отсутствуют контактные узлы, как в коллекторном моторе, регулирование скорости вращения выходного вала выполняется за счет частотного управления.
Мотор GEM 400 очень похож на любой электронный мотор с блоком управления, смонтированном на его корпусе. Мотор серии GEM 522 производит большее впечатление. Он значительно меньше по габаритам модели GEM 400. Чтобы у потребителя не возникло сомнений в его работоспособности, он снабжен большим кожухом, из которого выходят только шкив и рычаг задатчика скорости. На передней панели кожуха расположен двухразрядный дисплей и две кнопки. Простой регулировкой наладчик программирует работу мотора, а именно, устанавливает направление вращения выходного вала, максимальную скорость вращения от 100 до 4000 об/мин с шагом 100 об/мин, и, наконец, вводит временнỳю задержку в наборе заданной скорости. Последняя функция требует небольшого пояснения. Опытный оператор стремится вывести машину на максимальную скорость шитья как можно быстрее, но вот оператор с меньшим опытом работы предпочтет, чтобы в начале шитья машина сделала бы несколько оборотов на малой скорости. Это также желательно при шитье толстых пакетов полуфабрикатов, снижается обрывность ниток. Наладчик легко может выполнить эту регулировку, причем в довольно широких пределах.
Внимательный осмотр мотора без кожуха приятно удивляет своими малыми габаритами и практической бесшумностью работы. При этом необходимо отметить, что мотор обладает мощностью 600 Вт, то есть в полтора раза выше, чем привод с фрикционной муфтой. Малые габариты еще означают, что электронный мотор может использоваться как встроенный, монтироваться непосредственно на главном валу машины. Такой вариант в мировом машиностроении стал широко использоваться лет двадцать назад в силу ряда своих преимуществ: отсутствия ремня и, следовательно, проскальзывания, лучшей точности останова главного вала машины, повышения быстродействия агрегата, снижения нагрева. Сейчас фирма GEMSY широко использует прямой привод, примеры чему мы рассмотрим чуть позже.
Коротко о главном достоинстве электронного мотора. Он включается и работает только во время шитья. Это означает, что и электроэнергию он потребляет практически только во время шитья. Известно, что машинное время в общем времени выполнения швейной операции составляет 15-20%. Более того, если оператор отлучился, не выключив электропривод, непроизводительный расход электроэнергии возрос еще сильнее. В случае с электронным мотором все не так. Несмотря на его повышенную мощность, он экономит до 60-80% электроэнергии.
У такого мотора есть еще одно достоинство. Даже на малых оборотах он обеспечивает значительный крутящий момент до 3 Nm. В нем не тратится энергия на проскальзывание муфты, ее просто нет. Как нет и других изнашивающихся частей. Наконец, мотор работает в однофазной сети при широком разбросе напряжения. Это означает, что швейные машины с таким мотором могут легко использоваться там, где нет силовой сети трехфазного тока. Его можно включить в обычную розетку. Этим он одинаково интересен как для крупных производств, так и для небольших мастерских.
Теперь одно важное замечание об экономике. Электронный мотор дороже фрикционного двигателя всего в полтора раза. На средней операции он позволяет экономить при действующих тарифах 10 рублей в смену. За год экономия при односменной работе составит 2500 рублей, то есть он окупит себя менее чем за год, и затем начнет приносить чистую прибыль. Рачительному хозяину впору задуматься о том, чтобы заменить весь парк своих моторов электронными GEM 400 и GEM 522.
Электронный мотор обладает внутренней обратной связью, что позволяет ему работать без синхронизатора, четко отрабатывая частоту вращения, заданную через его задатчик педалью швейной машины. Но моторы серии GEM 522А могут работать и как традиционные электронные, охваченные внешней обратной связью. Тогда с его помощью можно обеспечить функцию позиционирования иглы, то есть останова с иглой швейной машины в заданном положении, а также обрезку ниток. А мотор GEM 522В помимо этого еще и обеспечит подъем и опускание прижимной лапки.
Чуть ранее мы говорили о том, что фирма GEMSY начала широко использовать в своих разработках и прямой встроенный электропривод. Это конструктивное решение совпало по времени с совершенствованием систем смазки швейных машин и полуавтоматов. До сих пор в промышленности широко применяются машины с открытыми масляными картерами. Такие системы автоматической смазки просты по конструкции, обеспечивают подведение масла ко всем трущимся узлам. Специалистам хорошо известны и недостатки таких систем смазки. В качестве этих недостатков следует отметить:
 Повышенный расход масла, заложенный в механизм действия, когда масляный мотор качает гораздо больше масла, чем требуется для оптимальной смазки, а в картер масло стекает под действием сил тяжести;
 Загрязнение масла, когда в открытый картер машины попадают также очесы, нитки, даже обрезки тканей. Масло приходится часто менять. Утилизация масла сложна, а экологический ущерб от его неверной утилизации велик;
 Система смазки не исключает попадание капель масла на обрабатываемые материалы. Конечно, это не очень важно при обработке темных тканей, при изготовлении рабочей одежды, но становится критичным при изготовлении изделий из светлых тканей или трикотажных полотен. Приходится в технологический процесс вводить операции по химическому выведению пятен или даже стирать в стиральных машинах испорченные маслом изделия.
Альтернативой такой системе стала конструкция с автоматической дозированной подачей масла. Система с дозированной смазкой имеет миникартер с двумя независимыми трубками с фитилями и небольшой масляный мотор. Один из фитилей, подводится к специальной маслосъемной шайбе, расположенной на челночном валу. При вращении вала эта шайба создает небольшое разряжение и через нее по проточке в валу подается масло к челночному комплекту. Через второй фитиль масло подводится к главному валу машины. Точное количество масла, подаваемое к каждому узлу, регулируется винтами, перекрывающими масляные проходы.
Рассмотрим всего два примера практического использования выше описанных подходов. Во-первых, это серия одноигольных автоматизированных швейных машин челночного стежка серии GEM 9000. В серию входят машины с реверсивным нижним реечным двигателем материала GEM 9000 W-7-Y, и машины с комбинацией нижнего и игольного двигателей GEM 9010 D. Характеристики последней машины приведены в рекламной вкладке в этом номере журнала. Помимо встроенного прямого привода и дозированной системы смазки в машине оптимизированы параметры шьющих органов. Это позволяет пропусков и изменения длины стежка прокладывать строчки через поперечные швы и переходить с одной толщины пакета полуфабрикатов на другую.
Конечно, подобная швейная машина дороже своего обычного собрата, но если вы собираетесь изготавливать высококачественную одежду и при этом экономить на электроэнергии и исключить попадание на изделие масляных капель, то без подобных машин вам не обойтись.
Второй пример – это швейные полуавтоматы для изготовления закрепок серии GEM 1900. Их производят в вариантах для легких и средних тканей GEM 1900 T-JS-DN и для тяжелых тканей GEM 1900 T-JH-DN. Перемещение зажима с тканью выполняется по заданной программе электронной системой управления. При этом в памяти полуавтомата хранится 75 стандартных закрепок, часть из которых вы можете увидеть на рекламной вкладке. Однако, можно запрограммировать и любую другую закрепку в поле 20х40 мм, выполнять даже простейшие вышивки, так как длина стежка может меняться в диапазоне 0-10 мм. Полуавтоматы могут работать и в мультипрограммном режиме. Что это означает? Пусть на передней части джинсов нужно выполнить следующие закрепки: две на гульфике, четыре на краях передних карманов и две на краях часового кармана. Они отличаются размерами. На большом предприятии можно поставить два полуавтомата, и выполнять маленькие на одном, а большие – на другом. Но на небольшой фабрике лучше поставить один полуавтомат с мультипрограммным режимом. В нем программируются не только размеры каждой конкретной закрепки, но и последовательность их выполнения. В итоге оказывается, что более дорогой полуавтомат с электронным управлением выгоднее, чем два простейших. А подробно рассмотренные нами функции экономии электроэнергии и оптимизации смазки уже не требуют дополнительных аргументов при выборе модели швейной машины.
В заключение статьи подчеркнем, что эксклюзивным поставщиком оборудования фирмы «Gemsy» на территории России является ООО «Фирма Швеймаш», которой в этом году исполняется 20 лет. Эта организация поставляет не только оборудование и широкую номенклатуру приспособлений и запасных частей. Заказчику удобно получать все машины, иглы и части из одних рук. Это экономит и время и деньги, кроме того, дает заказчику уверенность, что он не будет оставлен один на один с его проблемами. Специалисты ООО «Фирма Швеймаш» готовы придти на помощь своим заказчикам в любое удобное для них время.

Читать предыдущую

ПРОСТОР ДЛЯ ТВОРЧЕСТВА

Читать следующую

ЦИФРОВАЯ ПЕЧАТЬ ПО ТКАНИ

Также в номере:

Швейка на изнанку

Для любого производственного предприятия, как известно, важен сбыт. И он в России есть. Это подтверждает диаграмма объема розничного рынка продаж одежды в России. На рынке именно поставщиков Россия занимает 8,3% от общей доли, и можно констатировать, что объем продаж одежды именно российских производителей составляет еще меньшую цифру… Но что стоит за сухими цифрами статистики и как все обстоит на самом деле?
Читать далее »

Группа ЛИНУМ: новости из Парижа и не только

14 февраля в столице Франции открылась самая престижная и крупная выставка в Европе по костюмно-плательным тканям Première Vision Paris, на которой дважды в год формируются модные тенденции в текстильной отрасли – в феврале для весеннего/летнего, в сентябре - для осеннего/зимнего сезона. Группа ЛИНУМ (Rulinen Group) – ведущий производитель костюмно-плательных тканей в России и единственный российский производитель, который допущен к участию в этом авторитетном форуме.
Читать далее »

Хотели как всегда…

В редакцию поступила статья от компании «СТОРМТЕКС» занимающейся поставками трикотажного оборудования. Мы не могли оставить ее без внимания, так как в последнее время очень многие компании сетуют на трудности работы с таможней. Данную статью публикуем без купюр, поскольку она напоминает «крик души»…
Читать далее »