Этот материал вышел в № 02 за 2012 год

ПЛАТКИ - ЖЕНИХАМ, СКАТЕРТИ – ГЕНСЕКАМ
Появился музей при фабрике художественных промыслов «Паха тере», отсчитывающей свою историю с 1923 года. Идейным вдохновителем проекта стала Наталья Посынкина, генеральный директор фабрики. Она приняла предприятие в плачевном состоянии и решила начать возрождение с широкой популяризации чувашских орнаментов. В этом ей помогло Минэкономразвития Чувашии, выделившее грант в рамках республиканской программы по поддержке ремесленников.
В экспозиции музея – множество вышитых изделий, отражающих коллективный труд фабричных работниц и отдельных мастериц, про которых даже книги написаны. Вот коллекция, говоря современным языком, «прет-а-порте», она из 50-х годов прошлого века. Представлена детскими вещами и мужскими косоворотками. Все, разумеется, в чувашских орнаментах, но косоворотки, - читаем этикетки, - называются «гуцулками» да «украинками». А вот женское платье «от кутюр» неизвестной мастерицы, сшившей его вручную в 1929 году и украсившей вышивкой по образцу древних рубах. Множество салфеток, дорожек. В том числе, копии «правительственных» скатертей, подаренных в разные годы И. Сталину и Л. Брежневу.
Заслуживает внимания жениховый платок - салфеточка, игравшая важную роль в жизни чувашской девушки. По обычаю, она дарила жениху собственноручно вышитый платок в день сватовства. А в день свадьбы молодой ходил с ним на плече, демонстрируя мастерство своей суженой. Вышивалась эта вещица в глубокой тайне от родни и сверстниц. Лишь с самой надежной подругой советовалась молодая рукодельница, - как проложить стежки, чтобы зашифровать в них надежды на долгую мирную жизнь, семейное благополучие и продолжение рода.
Так что чувашскую вышивку с полным правом можно назвать руническими письменами, дошедшими из глубины веков. Даже песня есть старинная, которую, если заглянете в тот музей, напоет вам его хранительница – Роза Романова: «Постирала льняное платье, смотрю на вышивку по подолу и читаю: приезжайте к нам в гости, будем очень рады. Смотрю на вышивку по рукавам и читаю: мы приедем в гости к вам и будем радовать вас».
УЗОРЧАТАЯ СУДЬБА
Словосочетание «хранитель музея» у многих ассоциируется с седовласой дамой или старичком с тросточкой. Они обходят свои владения, сметая пыль с лежащих в запасниках раритетов, да иногда пакуют реликвии, чтобы отправить их на выставки.
Роза Борисовна под этот стереотип совершенно не подходит. Она моложава, энергична, а застать ее в музейном интерьере непросто. То выехала с экспонатами в Аликовский район Чувашии. То отправилась аж в Свердловскую область, чтобы перевезти выставку, полтора года путешествующую по уральским просторам, в Башкирию. А то сопровождает свои экспонаты в кугесьский дом культуры, находящийся в пятистах метрах от родных музея и фабрики.
В ином ритме жила фабрика «Паха тере», когда туда поступила ученицей-вышивальщицей Роза Романова. Было это (ох, как время летит!) 33 года назад. Предприятие, специализирующееся на вышивке, было выбрано как оптимальный вариант: работа недалеко от дома, а «рисование» нитками на холсте – любимое занятие с детства. Так что через неделю новенькая уже вовсю вышивала «по-фабричному». А дома штудировала статистику с высшей математикой, потому что заочно училась на бухгалтерских курсах. Только окончила их, директор фабрики назначила ее завскладом.
И начались для Розы горячие будни. Каждый день на центральный склад поступали горы продукции, тогда у «Паха тере» было множество филиалов в республике – в Урмарах, Мариинском Посаде, Новочебоксарске… Вся эта вышитая масса столовых и постельных комплектов, блузок, жениховых платков требовала немедленной сортировки и отправки по адресам. Развозили контейнерами – трехтонками, пятитонками по всему Советском Союзу. При таких объемах и ошибки случались, признает Роза Борисовна - в «сопроводиловке» на партию то большее количество проставят, чем на самом деле, то меньшее. Да и получатели тоже нередко обсчитывались. «Как-то раз, кажется, из Красноярска, прислали нам бутылку хорошего коньяка и коробку конфет, - вспоминает бывшая завскладом. - Тогда с ткаными коврами недоразумение вышло. Принимающая сторона одного ковра не досчиталась. Мы утверждали, что все верно, по нашим бумагам все сходится. Там пересчитали партию – и ковер нашелся. Потом они коньяком «извинились».
В режиме «нон-стоп» проработала молодая кладовщица на центральном складе шесть лет неотлучно, без отпуска - некому было сдать ответственный пост. Придя домой, она снимала усталость за пяльцами. «Работая на фабрике, мы и блузочки, и юбчонки, и сарафанчики, летние топики, туники – все для себя дома вышивали. Ну, если повезет, могли купить что-то в магазине, в чебоксарском Доме торговли, туда очень много отправлялось с «Паха тере», - Роза Борисовна не припомнила, чтобы удалось купить обновку прямо на фабрике. - Как-то раз мы с девчонками смелости набрались, и попросили у Софьи Андреевны Судаковой, тогдашнего директора, одно платьишко на всех нам продать. Она сказала «нет». Больше не просили». Вот такой когда-то была дисциплина на предприятиях. И прядок был, и работа спорилась, и вышивка нарасхват шла…
Но Роза Борисовна не сторонница ностальгировать. «Не жалею, - говорит она, что вышивка меняется, развивается. Посмотрите, какие красивые современные платья с чувашскими орнаментами, головные уборы». Я соглашаюсь, глядя на сцену, где хороводом ходят местные девчата и два молодца в узорчатых одеждах. Беседовали-то мы с неуловимой хранительницей в кугесьском доме культуры. Там самодеятельные модели, на альтруистических началах сотрудничающие с «Паха тере», репетировали очередное дефиле. Это отнюдь не традиционное вышагивание походкой от бедра, а красочная миниатюра с элементами чувашского свадебного обряда. Роза Борисовна тут выступала в двух ипостасях. За кулисами она – главный костюмер, а на сцене - мать, благословляющая молодых. Поэтому она то критически оглядывала шеренгу чувашских красавиц, находя, что бы еще поправить в их нарядах, то задавала тон, лебедушкой проплывая по сцене с караваем на вышитом полотенце.
Увлекательная теперь у нее работа, не однообразная. Посчитала она недавно по своему заветному журналу, куда путевые заметки записывает, – 60 выездов набралось за те три с половиной года, что в музее работает. Ну а в свободное время – опять за пяльцы. «В нашем доме комната есть, где все моими руками вышито – скатерочки, занавесочки, салфеточки на столе, - знакомит со своим бытом вышивальщица-хранительница. – А недавно внучечке, ей два годика, я платьице вышила и масмачок маленький (масмак - девичья головная повязка – Авт.) с монетками. Она теперь, как захочет, подходит к шкафу, просит, чтобы ей именно это платье надели, и просто так пробежится по дому, перед зеркалом повертится. Очень ей этот наряд нравится, к другим своим нарядам она равнодушнее. Хочу еще заказать ей маленькое коромысло и сапожки черные, кожаные. А может, и лапоточки…»
Негромко, чуть нараспев рассказывает Роза Борисовна о книжечках про чувашскую вышивку, которые у нее всегда под рукой, о старинных узорчатых косовороточках, что бережет свекровь в память о своем муже… Все самое дорогое она облекает в уменьшительно-ласкательную форму: «внучечка», «платьишко», «скатерочка». Знать, неразрывно переплелись в ее душе две великие любви: к своим кровиночкам – детям да внукам, и к чувашским узорам! «Да, это так», - улыбнулась хранительница уникального музея.
Л. АРЗАМАСОВА

Также в номере:

ВЕРНЫ СВОЕМУ ДЕЛУ

В 2012 году фирма «Швеймаш» – один из лидеров российского рынка поставщиков промышленного швейного оборудования – отмечает свой 20-летний юбилей. Круглая дата – хороший повод вспомнить о том, с чего все начиналось, рассказать о своем пути к успеху и раскрыть «секреты фирмы». Ведь пример компании – это живая иллюстрация к нашему непростому времени, история о том, как не только выжить и выстоять, но и успешно развиваться, оставаясь верной выбранному направлению столько времени…
Читать далее »

ЦИФРОВАЯ ПЕЧАТЬ ПО ТКАНИ

Современные цифровые технологии преобразили облик мировой текстильной индустрии. Азия внедрила самые передовые классические технологии отделки и стала мировым центром производства тканей массового спроса. Европа же целиком перешла на цифровую печать и стала мировым производителем самых модных эксклюзивных тканей.
Читать далее »

Швейка на изнанку

Для любого производственного предприятия, как известно, важен сбыт. И он в России есть. Это подтверждает диаграмма объема розничного рынка продаж одежды в России. На рынке именно поставщиков Россия занимает 8,3% от общей доли, и можно констатировать, что объем продаж одежды именно российских производителей составляет еще меньшую цифру… Но что стоит за сухими цифрами статистики и как все обстоит на самом деле?
Читать далее »