Этот материал вышел в № 07 за 2012 год

 

О позитиве и феномене «проедания жизни»

Позитивные тренды на рынке одежды многие предприниматели сегодня ощущают «кожей». Но и цифры развития рынка эти ощущения подтверждают. По словам генерального директора Fashion consulting group Анны Лебсак-Клейманс, основания для оптимизма дают несколько факторов.

Во-первых, российский рынок одежды вышел на докризисный уровень. И хотя рост рынка в ближайшие годы будет находиться в «коридоре» от 4 до 7% (против 20% в год до кризиса), это все же рост! Во-вторых, ушла в прошлое тревожность, связанная с выборами, стало очевидно, что относительно надежны позиции российской национальной валюты. В-третьих, растут показатели, говорящие об увеличении доходов населения (или, по крайней мере, об улучшении их настроения): продажа недвижимости, автомобилей и крупной бытовой техники.

Есть и косвенные факторы, которые дают надежду на позитивный сценарий развития модной индустрии. Самый заметный из этих факторов – это настрой потребителей. Консалтинговые компании используют такое понятие, как индекс потребительской уверенности. Он позволяет охарактеризовать настроение покупателей с разных сторон. И сейчас в России этой цифре свойственна положительная динамика. В частности, люди констатируют улучшение своего материального положения, говорят о готовности тратить деньги на новую одежду, на развлечения вне дома, отпуск. Кстати, российский потребитель в целом более позитивен, нежели потребитель глобальный: если в России индекс потребительского доверия + 3, то среднемировая «температура» -3.

Картину дополнила также директор по работе с клиентами компании Synovate Comcon. Ирина Васенкова.

«Мы отмечаем рост доходов людей, – сказала она. – Так, на вопрос: «На что вам хватает денег?» ответ «на крупную бытовую технику» выбирает 40% респондентов (в 2009 году их было 14%). Что касается одежды, если в 2009-2010 годах средний класс экономил, то теперь возвращается ориентация на качество и на бренд. Возросла и доля людей, склонных к спонтанным покупкам».

Впрочем, как подчеркнула Анна Лебсак-Клейманс, в нынешней ситуации есть и угроза: «Согласно нашим исследованиям, растут расходы россиян, но при этом снижается объем вкладов. То есть люди больше тратят и меньше накапливают. Это феномен проедания собственной жизни, схожий с американской моделью потребления. В дальнейшем расходы необходимо будет подтверждать доходами. Если этого не произойдет, это создаст риски для всех».

 

О возможностях и угрозах

Какие же тренды развития будут характерны для модного ритейла России в ближайшее время? По прогнозу специалистов Fashion consulting group, это:

- Появление все большего количества мировых компаний (многие из которых выходят на российский рынок напрямую, без местного партнера);

- Продолжение роста цивилизованной торговли (с 2004 года она выросла с 25 до 53%);

- Развитие модной розницы в регионах;

- Рост интернет-продаж (пока Россия отстает от США и стран Европы по этому показателю, но уверенно наверстывает упущенное).

- Консолидация рынка (укрупнение сильных и ослабление слабых игроков).

- Рост магазинов низкого ценового сегмента, а также стоковых магазинов (как отдельных проектов или как части бизнеса).

Председатель Европейского экспертного совета по текстилю и готовой одежде Рейхард Дебфер добавил, что Россия сейчас воспринимается как очень привлекательный рынок многими мировыми компаниями.

Некоторые названные тенденции развития рынка подтвердили и предприниматели. Так, генеральный директор сети магазинов «Модис» Денис Долматов отметил, что компания делает ставку как раз на рост цивилизованной торговли и интерес покупателей к низкому ценовому сегменту.

«Наше конкурентное преимущество – это именно цена, – заявил он. – Сейчас у нас 30 магазинов площадью около 1 200 кв. м. каждый. В будущем году мы планируем открыть еще 60 магазинов. Рост цивилизованной торговли составляет 6-7% в год, рост объемов продаж одежды в целом – до 8%. Если перемножить эти цифры, мы можем прогнозировать уверенный рост магазинов низкого ценового сегмента в цивилизованном формате. Пока нам еще довольно легко расти. Впрочем, угроз тоже масса. Среди очевидных рисков – опасность колебания курса валют и нехватка кадров, которые «распилены» между крупными игроками рынка».

Илья Ярошенко, генеральный директор компании Baon назвал факторами успеха качество, поиск оптимальных поставщиков (в частности, из Бангладеш, Литвы, Белоруссии, России), а также быстроту принятия решений. Как результат, рост продаж компании 2 года составлял 30-35%, розничная сеть достигла более 150 фирменных магазинов.

Парадоксальным образом успехи производственников в ритейле могут привести к снижению их интереса к выпуску одежды, как таковому.

Так, член совета директоров компании «ЮНИСТАЙЛ ХОЛДИНГ» Василий Гущин, отметил, что опыт вертикальной интеграции компании и создания собственной розничной сети для компании «ЮНИСТАЙЛ ХОЛДИНГ» оказался весьма удачным. Но компания готова пойти дальше.

«Пока еще у нас есть производственные мощности в Ивановской области, где трудится чуть более 2 000 человек, – отметил Василий Гущин. – Говорю «пока еще», потому что мы считаем, что в перспективе 3-5 лет будут нарастать трудности с кадрами. Но то, что представляет угрозу для производства, создает невиданные возможности для ритейла. Как ни странно, плохая демография для развития ритейла сослужит добрую службу. Зарплаты в России будут расти, причем не только номинально, но и реально. Это ощущение есть сегодня у всех. И именно это движет людьми, когда они предпочитают тратить. Этот феномен, конечно, будет действовать не вечно, но примерно 10 лет он будет подогревать розничную торговлю. Наша задача – сделать так, чтобы людям было куда потратить деньги. Вторым важным критерием для нас при принятии решения о том, что мы уходим в ритейл, стало то, что качество жизни в регионах России растет. Это уже не ощущение, а социологический факт. Россиян, которые мечтают жить в Москве, становится все меньше, а уровень жизни в областных центрах – все выше. Сейчас у нас 30 магазинов, мы продаем одежду под марками Normann и Quattro. И мы считаем, что наше развитие в ритейле пойдет именно за счет регионов».

Наверное, излишне говорить, что для предприятий и их работников такие стратегические решения руководства холдинга могут оказаться критическими.

 

В поисках инвестора

Пользоваться кредитными ресурсами или искать инвестора? Этот вопрос сегодня актуален для многих компаний. О том, что интересует инвесторов, рассказал управляющий директор инвестиционного банка ADVANCE CAPITAL Евгений Антипов.

«Прежде всего, принимаются во внимание риски компаний, причем эти риски очень отличаются для домов высокой моды и для эконом-сегмента, – подчеркнул Евгений Антипов. – Так, для эконом-сегмента характерна высокая конкуренция: за потребителя, за качественные торговые площадки, за топ-менеджеров. Успех таких компаний тесно связан с операционной эффективностью. Все они ходят по краю, где с одной стороны – возможность удачно развиться и выйти в регионы, а с другой – риск банкротства и поглощения более крупным игроком. Инвестируя в компанию эконом-сегмента, делают ставку на опытную команду топ-менеджеров, акционеров, и стараются оговорить срок контракта. Для домов высокой моды, характерно отсутствие кризисоустойчивости. Поскольку в кризис потребители достаточно легко отказываются от приобретения дорогой одежды, у Luxury брендов возникает патовая ситуация. С одной стороны, падают продажи, а с другой – расходы на содержание сети премиум-класса либо остаются на прежнем уровне, либо падают незначительно».

Другой риск этого сегмента – зависимость от одного или нескольких «ключевых» людей. Известный пример – инвестиции глобального фонда Permira в компанию Valentino. Через некоторое время после этой сделки глава компании Валентино Гаравани ушел в отставку. Фонд Permira какое-то время промучился с Valentino, но в итоге продал свою долю арабским инвесторам.С

итуация усугубляется, когда компания управляется семьей. Это обычно история успешного старта, активного роста, когда три-четыре родственника с азартом зарабатывали деньги. Риск для инвестора состоит в том, что семья может внезапно утратить интерес к бизнесу. Так что возникает естественный вопрос преемственности. Впрочем, несмотря на все риски, у Fashion-компаний шансы провести успешные переговоры с инвестором велики. Если это получится, специалисты фонда эффективно отстроят логистику, менеджмент, маркетинг, позиционирование и другие аспекты операционного управления компании, проведут переговоры с банками и с инвесторами на следующих раундах финансирования. К тому же наличие фонда в числе акционеров компании – это своего рода знак качества для инвесторов, банков, миноритарных акционеров. Это, безусловно, плюсы.

Минусы – это необходимость «делиться пирогом» (если, конечно, он получится), замедление принятия решений и перспектива вмешательства в креативные дела компании.

Такие примеры есть. Например, Денис Долматов рассказал, что в кризис, когда начали падать продажи, креативной команде компании было очевидно, что новый сезон, тем не менее, нужно начинать с новой коллекции. А фонд, который был среди акционеров, считал что начать можно с остатков осенних коллекций «потому что они есть». Дело кончилось тем, фонд покинул ряды акционеров.

 

Так или иначе, очевидно, шанс к развитию есть сегодня у многих российских fashion-компаний. Вопрос только в том, кто и как сумеет им воспользоваться.

 

 

Также в номере:

Закономерный успех "Текстильмаша"

  Около 50 представителей текстильных предприятий из России, а также партнеры из Белоруссии и Китая стали гостями машиностроителей, приняв приглашение для участия в семинаре-презентации ткацкого оборудования, проходившего  23-24 августа   в Чебоксарах на предприятии ООО «Завод текстильного оборудования».
Читать далее »

Технология на службе комфорта

  Понятие домашний текстиль охватывает очень широкий ассортимент товаров для дома, гостиниц, домов отдыха, предприятий общественного питания и сферы услуг.  Объединяет эту обширную группу то, что все эти изделия должны быть качественными и комфортными. Производителям домашнего текстиля в современных условиях приходится решать задачу: как минимизировать затраты и при этом не потерять в качестве, чтобы соответствовать высоким конкурентным требованиям, тем более если продукция производится на экспорт.
Читать далее »

Хотим сделать нашего покупателя счастливым

  Всех, кто так или иначе занят в отрасли, волнует вопрос: как российские предприятия войдут в новую реальность российской экономики – после вступления России в ВТО. Мы решили побеседовать об этом и многих других актуальных  темах с директором ЗАО «Псковская швейная фабрика «Славянка» - Еленой Александровной Косенковой, которая вот уже 30 лет возглавляет успешное  предприятие.
Читать далее »