Этот материал вышел в № 04 за 2013 год
Скачать PDF Пролистать PDF

 

Как считает Светлана Тихомирова,  в первую очередь  должна быть построена система госзаказа и его финансирования. Для этого  необходимо ввести дотацию на производство школьной формы. У нас есть опыт советских времен, когда закупаемое фабриками сырье (отечественных производителей) на производство детской одежды дотировалось государством на 30-80%. Соответственно, за счет этого стоимость готового изделия была ниже, а цена – фиксированной.  Конечно,  ситуацию того времени нельзя переложить на сегодняшнюю буквально, потому что помимо отечественного сырья швейные фабрики сейчас также закупают импортное. Покупатели предпочитают одежду из современного импортного сырья, к тому же оно еще и дешевле отечественного. Это тоже проблема, которую нужно решать на государственном уровне – сегодняшние мощности текстильных предприятий не в состоянии обеспечить  потребности  российских швейников  на производство школьной формы, если она будет введена на территории всей страны.

В выполнении заказа могут быть задействованы все российские швейные фабрики  с учетом специализации каждой.  Если брать в масштабах страны, то  швейная отрасль могла бы закрыть многие социальные вопросы в тех регионах,  где людям непросто трудоустроиться.  Следует вспомнить,  что швейная промышленность в советские времена помимо того, что одевала  детей в доступную по цене школьную форму, решала еще один важный вопрос, это – трудоустройство женщин. В швейной отрасли всегда работали в основном женщины, штат некоторых фабрик составлял  свыше трех тысяч человек. Сегодня в стране нет такой фабрики, которая бы закрыла все потребности госзаказа. Но это возможно сделать, используя мощности всех российских фабрик.  

Справка

Санкт-Петербургское швейное предприятие «Салют» более 80 лет занимается производством детской одежды. В СССР «Салют» был одним из крупнейших предприятий, производящих детскую одежду. В штате было три с половиной тысячи работников, выпускалось пять миллионов единиц изделий  в год. Поставки готовой продукции осуществлялись во все регионы страны.  В 1985 году после отделения филиалов  в Новгородской области  произошло объединение с ленинградским предприятием «Весна», где шили одежду для девочек. «Салют» стал головным предприятием, выпускающим одежду, как для мальчиков, так и для девочек, в том числе школьную форму.

И сегодня «Салют» не поменял свой профиль, он по-прежнему производит одежду для детей, больший объем в которой составляет одежда для посещения школы. Основной объем производимой продукции реализуется в городе в собственных магазинах.

              

 

Производство  «Салюта», например,  способно закрыть потребности Санкт-Петербурга в обеспечении формой всех петербургских школьников (порядка 480 тысяч учащихся). У нас есть свое производство и возможность разместить заказы на территории России, то есть, обеспечить  работой российских граждан.

Следующей проблемой нашей отрасли является отсутствие квалифицированных рабочих кадров и базы их подготовки  в масштабах страны. Сейчас на «Салюте» средний возраст швеи — 45 лет. Молодежь не спешит выбирать эту профессию, потому что она не является престижной. К сожалению, это определяется идеологией, царящей в настоящее время в стране: модно быть банкиром, адвокатом, дилером, но не швеей, технологом, мастером.  Это касается и рабочих, и инженерно-технических специальностей.

Должно появиться уважение к труду, к любой профессии. Эту проблему не решить, пока мы впускаем гастарбайтеров, и пока существует «серый» рынок труда, где никто не платит налоги. 

Много  вопросов вызывает система проведения тендеров при размещении госзаказов, в частности то, что лот может содержать как белье, так и верхнюю одежду, что заведомо не приемлемо для производителя, имеющего определенную специализацию. Соответственно,  тендер выигрывает не производитель, а посредник.  Кроме того, цена, заявленная на тендере, часто заранее предполагает недобросовестность  выполнения государственного заказа, что мы ярко увидели на примере формы для военнослужащих. На сегодняшний день я не вижу возможности введения  единой школьной формы в стране, понимая под этим уникальную модель, цвет и артикул ткани, как это было в советское время. По-моему, каждый регион мог бы самостоятельно решить, какой силуэт и цвет выбрать, жесткие требования я бы установила только к составу и качеству используемого для производства школьной формы сырья. Все регионы у нас разные, даже климатически нецелесообразно иметь одинаковую школьную форму, например, в Мурманске и Краснодаре.

У нас в Петербурге нужно  учитывать не только климатическую составляющую, но и так называемый «петербургский» стиль, предполагающий сдержанность и элегантность, как в моделях, так и в цветовой гамме. Этим требованиям наилучшим образом отвечает продукция нашего предприятия,  и  я горжусь тем, что в нашу форму одеваются школьники нашего города. Так, одна из лучших школ России – гимназия № 56 г.Санкт-Петербурга, возглавляемая Пильдес  Майей Борисовной, остановила свой выбор на нашей одежде, и с 1994 года ученики гимназии одеваются в нашу форму.  Мне всегда радостно видеть детей в нашей форме на улицах города.

Введение школьной формы в стране единовременно с моей точки зрения невозможно, если, конечно, не шить  ее в Китае. Правильным решением было бы поэтапное введение для обязательного ношения  школьной формы в 1-3 классах в 2014/2015 учебном году, 4-7 классов в 2015/2016 учебном году, 8-11 классов  2016/2017 учебном году. Тогда при безусловной государственной поддержке текстильной отрасли на техническое перевооружение и выход на заданные мощности, размещение государственных заказов на производство школьной формы на швейных предприятиях России, наша отрасль принесла бы ощутимый доход государству. Господдержка окупилась бы в течение 5 лет.

С моей точки зрения, уже в текущем  году бюджет Санкт-Петербурга мог бы выделить средства на пилотный  проект для обеспечения   всех первоклассников города школьной формой по фиксированной цене, а может быть, и бесплатно.

 

Подготовила Людмила Трофимова

Также в номере:

«Индустрия моды» в поле зрения министерства

В середине марта в Петербурге прошла 41-я международная выставка «Индустрия моды», которая была ознаменована присутствием высоких гостей в лице  замминистра промышленности и торговли Георгия Каламанова, члена комитета ГД по промышленности Вячеслава Позгалева, модельера, народного художника РФ Вячеслава Зайцева, а также  вице-президента ТПП СПБ Владимира Прокопьева.   
Читать далее »

DURST утоляет жажду цвета

Производителей профессионального оборудования для фотопечати не так много, но даже среди этих немногих есть свои легенды – например, компания DURST Phototechnik AG, основанная в 1936 году. Современный модельный ряд фирмы включает в себя фотолаборатории и широкоформатные комплексы для цифровой струйной печати полноцветных изображений в рекламной, керамической, мебельной, стекольной и текстильной промышленности. Представляем вашему вниманию интервью с Герхардом Гампером, торговым представителем австрийской компании DURST.
Читать далее »

Эволюция в компании Miroglio

В один из дней выставки «Индустрия моды», проходившей в середине марта,  в рамках деловой программы состоялся семинар компании Miroglio Textile S.R.L. (Италия) под названием «Тенденции и инновации в современном производстве тканей. Планирование и размещение заказов на производство тканей на фабриках Европы», который провели итальянские и российские специалисты.
Читать далее »