Этот материал вышел в № 05 за 2014 год
Пролистать PDF

- Василий Евгеньевич, какие сейчас настроения у предпринимателей отрасли?

- Провокационный вопрос. Статистические показатели и в текстильной, и в швейной отрасли неплохие. А вот экономические показатели оставляют желать лучшего. Цены на нашу продукцию низкие, и надлежащего уровня рентабельности они не обеспечивают (у многих она отрицательная). А поднять цены мы не можем из-за продолжающегося кризиса спроса.

- Насколько отрасль сейчас является значимой для области, для страны?

- Власти говорят о том, что отрасль значима. И это важно, потому что раньше этого не говорили. Конечно, на уровне страны доля отрасли в ВВП, в налоговых платежах невелика. На уровне региона роль отрасли более заметна. Не стоит сбрасывать со счетов и наш малый бизнес, который живет торговлей текстильной продукцией. Эти предприниматели являются драйверами развития отрасли. В наших специализированных торговых центрах сегодня много импорта, но много и местных товаров. А это значит, что этот бизнес замешан не на патриотизме и верности традициям, а на том, что в нем есть выгода. Главное, чтобы она сохранялась.

В целом, развитие легпрома (как и любой другой отрасли обрабатывающей промышленности) сегодня сдерживается отсутствием инвестиций и доступа к кредитам. Без этого все разговоры о том, что нам нужен новый текстиль, останутся только разговорами. Рассчитывать на то, что в эту отрасль придут иностранные или «нефтяные» деньги, не приходится. Текстиль для этого слишком непростой и слишком высоко конкурентный бизнес. Тем более, конкурировать приходится и с отечественным теневым производством и с импортными товарами, многие из которых появились в России неизвестно как.

Задачи перед промышленностью, перед собственниками, технологами, отраслевой наукой стоят по большей части не решаемые. У нас нет сырьевой базы по многим позициям. В стране производятся, например, спецволокна на бронежилеты и еще какие-то цели. Но с точки зрения массового сырья мы в достаточных объемах выпускаем только полиамид и полипропилен, которые существенно уступают полиэстеру и хлопку.

- Казалось бы, логический тупик…

- Нет, это практический тупик. А логического как раз нет. Предпосылки для того, чтобы текстиль начал развиваться, существуют. Просто государству нужно разделить с предпринимателями риски.  Мы сегодня работаем на старом рынке, сформированном еще нашими прадедами, продаем старый продукт, прообраз которого был придуман еще прапрадедами. Переход на новый продукт и на новые рынки невозможен без риска и без потерь. Государство это должно понимать. Ожидать, что будут приняты некие структурные решения, и все заработает само собой без предпринимательской активности, креативности и воли, не приходится.

Например, правительство США много лет вкладывало деньги (и в значительной мере, впустую) в «Кремниевую долину». И сегодня это мощный мировой центр IT-индустрии. Это пример правильного подхода к делу. Есть и другой пример – биохимический кластер в Германии. Государство вбухало в него кучу денег, но ничего не получилось, так как это не было поддержано предпринимательской активностью. Только энергия и мотивация предпринимателей помогают решать глобальные задачи. Это как победа в войне. Да, наверное, было мудрое руководство. Но была энергия, была мотивация и, главное, была экономика. Потому что война – это экономика и логистика. Если ты пошел в наступление и остался без боеприпасов, героизм не поможет. Точно так же и нам сейчас нужна помощь. Нельзя палками воевать против танков. Но именно это происходит в текстиле.

- Ну а танки – это что? Это импорт?

- Да. Новые технологии, новая дорогостоящая техника. Недавно одному очень известному и успешному российскому предпринимателю банк отказал в кредите на новую линию на том основании, что в России аналогов ей нет и, следовательно, ее (как залог) будет трудно продать. И ни его безупречная кредитная история, ни репутация руководителя, ни мощная экономика предприятия не помогли.

- У власти есть понимание, что пора делить риски?

- Да, причем и у региональной, и у федеральной. Пока не очень ясны механизмы. Как всегда, у чиновников сильны опасения, что средства, выделенные на поддержку, разворуют. И это логично, чиновникам за это отвечать. Механизмы ищут.

- Успеют?

- Мне трудно сказать. Неизвестно, какие ограничения будут использоваться для контроля за ситуацией. Пока речь идет о создании фондов, которые будут участвовать в финансировании и реализации проектов. Если ими будут управлять с помощью рыночных методов, все будет в порядке.

Не делить риски сегодня невозможно. Если для целей обороны нужно 100 тонн волокна в год, а минимальная оправданная мощность – 200 тонн в месяц, то с этим нужно что-то решать.

- Ассоциацию предпринимателей текстильной и швейной промышленности пытались создать много раз. Наконец, она успешно функционирует. Есть ли здравое зерно в объединении?

- Сейчас в ассоциации активно работают люди, которые не преследуют коммерческие цели, а защищают некие общественные интересы. Во взаимоотношениях с налоговыми органами, с РСТ и так далее, они представляют не себя, а отрасль. Свое отношение к тем или иным новациям нужно выражать хотя бы для того, чтобы потом не было разговоров, что никто не выступал против. Мы занимаемся вопросами, которые затрагивают отрасль, регион.

- Кстати, о регионе. Насколько область действительно  «завязана» на текстиль? Может быть слава «текстильного края» - это уже прошлое?

- Область «завязана» на текстиль серьезно. И развязаться будет трудно. Там где (как у нас) исторически сложились культурные, технологические и промышленные традиции – нужно создавать стимулы к тому, чтобы эти традиции помогали росту уровня жизни людей. Как только они перестанут выполнять эту функцию, они перейдут в область преданий. У нас сейчас рубежный этап. Чтобы текстиль не стал преданием, нужно восстановить инвестиционный процесс в самое ближайшее время. Да, нижние переделы (например, прядение) ушли в Центральную Азию, но дизайн и дистрибуция еще долго могут быть сосредоточены у нас.

- Текстиль – это еще и личности. Как вы считаете, что отличает тех предпринимателей, которые успешно работают в этой непростой отрасли?

- Набор стандартный. Это и харизма, и энергия, и компетентность, и хорошая команда. Может быть, это звучит банально, но это так.

Также в номере:

Швейцарская формула благополучия

  Представьте себе одежду, бирка которой может с помощью радиоволн общаться с производителями, продавцами и покупателями... Или ткацкую систему для производства 3D-тканей для самолетов... Или крошечную пластиковую трубку, позволяющую вдвое уменьшить потребление энергии прядильной машиной... Фантастика? Нет, это перспективные инновационные технологии, которые успешно внедряются швейцарскими производителями текстильного оборудования благодаря традиционно непревзойденному качеству и… нестандартному подходу.  
Читать далее »

Традиции турецкого трикотажного искусства – теперь в России!

В одном из предыдущих выпусков нашего журнала мы познакомили читателей с предприятием «МАДИО ТЕКСТИЛЬ», производящим трикотажные полотна под брендом МADIYO, уже давно известным в России. Предприятие активно развивается, и теперь все больше российских швейников, привыкших к качеству турецкого трикотажного полотна, смогут приобрести  продукцию, не обращаясь к зарубежным поставщикам.
Читать далее »

Петербургский кластер: медленной поступью к намеченной цели

В конце мая в Петербурге состоялся круглый стол на тему «Создание кластера легкой промышленности на Северо-Западе. Инновационные и кластерные программы, практическое применение в легкой промышленности». Организатор мероприятия — Союз предприятий легкой промышленности  Санкт-Петербурга при поддержке Комитета по промышленной политике и инновациям и ОАО «Рослегпром». Наряду с членами Союза в заседании круглого стола приняли участие разработчики кластерной программы, специалисты в области экономики, сертификации, охраны безопасности,  представители вузов и СМИ. 
Читать далее »