Этот материал вышел в № 01 за 2018 год
Скачать PDF Пролистать PDF

МФМ был организован  в рамках практической реализации соглашения, подписанного  губернатором на СПбЭФ в июне прошлого года, согласно которому  Санкт-Петербург должен стать центром, где будут проходить  крупные форумы с участием  представителей легкой промышленности и индустрии моды.

Новое выставочное пространство Артплей, ставшее  коммуникационной площадкой, объединило высокую моду и производство, дизайнеров и производителей, отраслевые вузы и частные школы. На протяжении четырех дней здесь проводились  круглые столы,  мастер-классы, показы мод, дискуссии, обсуждались важнейшие проблемы,  с которыми  сталкиваются  представители индустрии моды  и легкой промышленности.

В рамках программы состоялась презентация обновленной версии «Стратегии развития легкой промышленности на период до 2025 года», которая включает три основных направления: развитие и применение новых высокотехнологичных материалов, создание крупных производств, развитие цифровой экономики.

В своем выступлении на форуме замминистра В. Евтухов подчеркнул: «Мы живем в быстро меняющемся мире, идет четвертая промышленная революция, так называемая «индустрия 4.0»,  создаются цифровые технологии и цифровые платформы. Чтобы  развивать  легкую промышленность, надо соответствовать современным трендам.  Самое главное в «индустрии 4.0» – это скорость».

Сегодня Минпромторг создает механизмы,  которые позволят быстро решать такие проблемы как логистика, возможность быстро найти партнера и получить поставку необходимого сырья, комплектующих  материалов, быстро заключить контракт.

Проректор Санкт-Петербургского политехнического университета (ведущего вуза в стране)  Алексей Боровков обозначил свои ориентиры для развития отрасли. По его словам, в условиях  стремительно развивающейся «индустрии 4.0»  легкая  промышленность должна создавать в кратчайшие сроки конкурентоспособную, востребованную продукцию — персонализированную, кастомизированную, нового поколения.  Это можно сделать с помощью цифровых технологий,  цифровизации производства,  которыми  занимаются  в университете.

Важная задача, которую в перспективе также предстоит  решить Минпромторгу  совместно с большими компаниями – это создание цифровых платформ,  где есть  возможности использовать общие технологии, в том числе для малых и средних предприятий.

 

 Учиться, учиться  и учиться

 

Один из дней форума был посвящен образованию. На круглых столах обсуждались вопросы подготовки кадров, в дискуссиях выявлялись проблемы производителей, плюсы и минусы в образовании, компетентность вузов, которые имеют разную базу.

В частности, на круглом столе с участием производителей обсуждались насущные проблемы и перспективы развития отрасли. Были озвучены барьеры в продвижении и конкурентоспособности продукции легпрома  на российском и зарубежном fashion-рынках.

Представитель Союза производителей изделий легкой промышленности Санкт-Петербурга  Ирина Миронова подчеркнула, что предприятия малого и среднего бизнеса, составляющие  большую часть предпринимательства, остро нуждаются в узких специалистах,  в первую очередь, швеях, закройщиках, механиках, технологах и конструкторах, которых сегодня не готовят в учебных заведениях. Необходима помощь со стороны  Минпромторга и Минобразования по вопросу профориентации молодежи и подготовки кадров для легкой промышленности.

Отдельный вопрос – модернизация производственных цехов. «Как можно конкурировать, имея устаревшее оборудование на предприятиях? - обращается к властям  Ирина Миронова.  -  У нас полуручной труд при хорошем качестве. Не все компании могут вложить в оборудование 3D или  САПР - это миллионы и миллиарды».

Следует добавить, что в день образования представители Минпромторга и Минобразования не присутствовали, поэтому на каждом круглом столе готовилась своя  резолюция в адрес министерств.

Проректор по научной работе МГУТД, профессор Олег Кащеев, в свою очередь отметил, что  в Стратегии развития легкой промышленности почему-то не отражено главное прорывное направление — сочетание индустрии моды и цифровой экономики.

«Малый бизнес является опорной точкой в развитии легкой промышленности, которое невозможно без подготовленных специалистов, связи с центрами научной мысли и без традиционного образования. У нас наступает цифровой коммунизм, когда с помощью цифры любое МП  получает доступ к самым новым разработкам, конечно, при условии, если позволит образовательный интеллектуальный уровень. Опять актуален лозунг «учиться, учиться и учиться».

В тоже время, по словам  О. Кащеева,  вузы не оснащены, преподавателям сложно учить студентов при отсутствии федеральной базы. «Объяснять на пальцах, как делается лазерная сварка, практически нереально. Поэтому наши специалисты готовы выезжать на предприятие и учить».

Конечно, Министерству образования  можно взять на вооружение опыт подготовки кадров для швейной промышленности Финляндии, о котором рассказала представитель финского вуза. У них на каждом факультете созданы лаборатории практического применения, у студента есть возможность не только изучить теорию, но и применять ее на практике. С 1 курса он посещает лабораторию, где учится кроить, шить, работать на сложнейших машинах, в том числе печатных. К окончанию вуза он умеет все, и понимает, в чем силен, ему  проще трудоустроиться. И квалификация у него другая: он может с нуля самостоятельно раскроить вещь, без дополнительной помощи. И теоретически представляет, как построить свой первый контракт, привлечь финансирование, получить первый капитал и развиваться. И если у него есть идея, он может написать бизнес-план, то есть, может себя реализовать.

К сожалению,  в российских вузах  учат в отрыве от производства,  не учат коммерции, фешн-маркетингу, поэтому наши выпускники безграмотны, не понимают, как можно открыть и защитить свой бизнес.  Об этом говорил Антон Пуськов, в прошлом выпускник СПбГУТД, который учился модному бизнесу самостоятельно, за рубежом.

Нужны обучающие курсы  для молодых производителей - еще одна апелляция к власти.

 

Для  развития  цифровых платформ отрасль должна быть единой

 

На круглом столе с участием отраслевых вузов и частных школ говорили о том, как и кого сегодня нужно готовить для легкой промышленности и индустрии моды. 

Тон дискуссии задал О. Кащеев, сведя воедино все доводы о привилегированности  отдельных профессий в индустрии моды — цифра объединит всех. Докладчик сделал акцент на том,  что в вузах необходимо готовить специалистов  цифровых технологий, и что для  развития  цифровых платформ отрасль  должна быть единой.

«Индустрия моды —  это верхушка айсберга,  сияющая в лучах славы прожекторов,  которая забывает о той, что находится под водой – это легкая промышленность.

Мы говорим об образовании в легкой промышленности и отсюда вытекает, что невозможно развитие индустрии моды без хорошего базиса, без того, что находится под водой. Иначе нечем будет подпитываться».

По мнению О. Кащеева, сегодня нужно готовить специалистов по 2 актуальным направлениям отрасли:  индустрия моды и производство технического  текстиля, то есть, производство высокоинтеллектуальной высокоемкой продукции.

«Это  совсем другие компетенции при грустной констатации фактов, что отечественное машиностроение прекратило свое существование и готовить  разработчиков в области машин и аппаратов совершенно нет смысла, — резюмировал докладчик. -  Необходимо готовить специалистов сервисного обслуживания, поскольку  вторая дефицитная профессия - наладчик швейных машин, не говоря уже про наладчика более сложного оборудования».

То есть, будущее таково, что новые технологии потребуют огромное количество обслуживающего персонала  с высшим образованием, который будет работать на рабочих местах.  Роботизированные компьютеризированные комплексы уже  существуют. Наглядный  пример - чулочно-носочное производство.

О. Кащеев заострил внимание на том, что важно учить студентов именно цифровому дизайну и цифровой экономике — такие специалисты имеют больше шансов устроиться на хорошую работу. Например, в их вузе  конструктора и технологи для всех направлений отрасли «расхватываются» со второго, третьего курса, потому что их в обязательном  порядке учат работе с современными САПР. При этом, как правило, они востребованы не крупным, а малым бизнесом, который работает с цифровыми технологиями.

Было также отмечено, что в целом, отраслевым вузам трудоустроить выпускников на крупные предприятия пока сложно, так как бытуют иждивенческие настроения, типа «на наш век хватит еще старых кадров», которые не торопятся переучивать молодежь.

 

Дуальное образование по-русски

 

Московский вуз нашел выход, создав так называемых  «индустриальных» партнеров, которые по частной инициативе предоставляют возможность проходить производственную практику.  Кроме того, университет  выносит образование на ведущие промышленные предприятия отрасли, например, открыл кафедру  на «Парижской коммуне»,  «Брянском камвольном  комбинате», «Русской коже».  По словам О. Кащеева, вуз старается их соединить так называемым «дуальным» образованием. Это  практико-ориентированное образование, которое позволит молодому специалисту работать на предприятии  в  перспективе.

«Если говорить о цифре применительно к нашей действительности, надо учить студентов совмещать одно с другим», - сказал проректор.

В качестве примера привел петербургский Политех, где разработана модель обучения профессиям  будущего,  пример тому, как нужно и можно работать в цифровой экономике. Там можно увидеть, как проектируется изделие, его проработку, имитируемые испытания, как можно запрограммировать требуемые материалы и увидеть, как они себя поведут после 20-й стирки, и т. д. То есть,  все то,  чему должны учить вузы, тогда наши специалисты будут востребованы, и отрасль начнет  развиваться.  

«Но базы пока нет, – отметил О. Кащеев.-   Ни на одной фабрике такой оснащенности тоже нет, она существует единичными локальными участками. Туда мы и стараемся попасть, отправляем  студентов на производственную и преддипломную практику. Предприятия, конечно, не всегда хотят брать, чаще всего это частная инициатива.  Все держится  на личных контактах, никакой разнарядки нет».

Зато, по словам представителей отраслевых вузов, преподаватели, вместо того чтобы совершенствовать свой уровень в цифровых технологиях, тратят свое время на переписывание методичек,  которые требует Министерство образования. Ситуация довольно тупиковая в условиях всеобщей цифровизации.

Заведующая кафедрой «Дизайн костюма»  СПГХПСА им. А. Л. Штиглица  Лариса Королева  озвучила предложение вузов: «Необходимо, чтоб система образования была встроена в систему индустрии моды обязательно».

 

Что не так с продажами, или слабое звено

Круглый стол, посвященный продажам, объединил  байеров, ритейлеров, производителей и  вузы. Здесь также косвенно была затронута тема подготовленности дизайнеров в плане фешн-маркета, неумения контактировать с производителями, создавать коллекции определенного сегмента.

Конструктивная критика исходила от учредителя шоу-рума New Couture в Париже Надежды Кожевниковой, которая попыталась дистрибутировать российских дизайнеров на парижский рынок. Она  констатировала, что те  «не считывают, не слышат и не хотят слышать конъюнктуру рынка, выполнять условия европейских байеров, и что русских дизайнеров, в основном, интересует идея собственной  коллекции и количество денег,  затраченных на ткани».

Положительный пример являл собой Кирилл Овчинников, создающий коллекции от кутюр и наладивший собственные продажи за границей. Он считает, что продажи русских дизайнеров будут только тогда активные, когда те создадут продукт уникальный, не похожий ни на кого. «Я десять раз проверю идею, чтобы она ни в чем не была на кого-то похожей – поделился Кирилл Овчинников. - Чем больше новых идей, тем меньше риска заимствований — это путь к успеху».

Неплохо обстоят дела с продажами у производителей, работающих в сегменте масс-маркет и  размещающих  заказы  в странах ближнего и дальнего зарубежья. Проблем со швеями у них точно нет. Но там нужно выдерживать жесткий график и дисциплину, не нарушать сроки поставки продукции. В противном случае рискуешь выпасть  с рынка.

В  России пока мало кто умеет так работать, потому что не выдерживают жесткого графика и дисциплины.

Что касается долгожданной встречи дизайнеров и производителей для возникновения здорового синтеза, пока этой задачи не выполняет ни петербургская выставка-ярмарка, нацеленная на розницу, ни ритейл – магазины в лучшем случае берут изделия на реализацию с отсрочкой платежа. В итоге дизайнеры держатся особняком. 

 

Человек управляет технологиями, а не наоборот

Ирина Керимова, которая также является преподавателем Государственного Московского  политехнического университета, поддерживает развитие системы дуального образования, считает, что индустрия моды  должна выстраивать взаимосвязь с системой образования.

«Нам необходимо сотрудничество с современными предприятиями, производственная практика. Без этого мы далеко не сдвинемся. Так и будем продолжать учить студентов по старейшей технологии, на старейшем оборудовании.  Наши студенты прекрасно рисуют, но сегодня необходимо умение  правильно выходить на рынок с коллекцией, продвигать себя, то есть, учиться  фешн-маркетингу и менеджменту».   

Дизайнер Елена Бадмаева, которая имеет 10-летний опыт работы в СПГУЭС,  отметила, что  не только в образовании, но и в дальнейшем продвижении индустрии моды нам не хватает современных знаний, европейского и мирового опыта. «Едва ли наши педагоги,  которые учились в других рыночных условиях, могут нести эти знания. Они часто не знают тех современных необходимостей и течений мировой модной жизни, без этого невозможно развиваться».

Прозвучало также пожелание к организаторам форума  —  в следующей  дискуссии  обсуждать все проблемные  вопросы, касающиеся индустрии моды, вузов и отрасли комплексно, не разъединяя их по отдельности.

 

Людмила ТРОФИМОВА

Также в номере:

Термопол - территория креативных решений

Для компании «Термопол», ведущего отечественного предприятия ,на счету которого много уникальных разработок и успешных решений дл самых разных сфер применения нетканых материалов , владельца бренда «Холлофайбер», 2017 год прошел очень плодотворно.. Настало время оглянуться на пройденный путь длиной в год и подвести некоторые итоги.  
Читать далее »

Управление швейным производством в реальном масштабе времени

Компания «Мануфактура Малюгина»  разрабатывает и выпускает весьма специфический ассортимент: одежду, обувь, аксессуары для профессионального спорта и танцев. За 25 лет накоплен уникальный опыт производства, продукция компании стала узнаваемой в РФ, Беларуси, Казахстане, а также в Европе. Залогом стабильного качества стало высокоорганизованное технологичное производство. Опытом успешного внедрения новой системы управления с читателями журнала делится основатель и бессменный директор предприятия – Александр Малюгин.
Читать далее »

И увидеть, и попробовать

Группа компаний «ВЕЛЛЕС» представляет новый выставочный зал оборудования для швейного производства в бизнес-центре «Сокол». Здесь можно ознакомиться с огромным ассортиментом современной техники для любого производства, от малого бизнеса до больших швейных цехов.
Читать далее »