Этот материал вышел в № 06 за 2020 год
Пролистать PDF

2020 год был непростым для многих компаний, имеющих отношение к легкой промышленности. Однако, любой кризис – это не только потери, но и возможности. Именно с этой точки зрения подошел к жизни в условиях пандемии коронавируса руководитель компании SportTex Игорь Ким. За прошедшие месяцы компания заметно упрочила свое положение на рынке оборудования и даже оказалась в числе лидеров по ряду позиций. Об итогах года и планах – наш разговор.

 

– Игорь Алексеевич, год заканчивается, и у всех он был непростой. Расскажите об итогах работы компании SportTex. Вы довольны?

– Год для нас был достаточно плодотворным, полным неожиданностей. Изначально мы собирались делать упор на поставки оборудования для производства спортивной и городской одежды.

Тяжелым моментом стало начало пандемии. Когда ввели ограничения, закрыли магазины и так далее, я недели полторы был в прострации, не знал, что делать. Ведь было понятно, что закрытие магазинов приведет к снижению спроса на одежду, следом снизился спрос на ткани и оборудование. Проанализировав эту ситуацию, я понял, что нужно извлекать из нее плюсы. И нашел выход.

Мы достаточно быстро переориентировались на поставку оборудования по производству масок и комбинезонов для медиков, работающих в «красной» зоне. К счастью, с самого начала мы сделали ставку не на ультразвуковые станки для производства масок, а на оборудование для проклейки комбинезонов. Поясню: изначально в условиях острого дефицита масок цена на них взлетела до 40-50 рублей. И этот сегмент заинтересовал многих производителей. Однако затем правительство Москвы закупило несколько десятков станков, наладило производство масок и их стоимость сразу упала. А с ней и ажиотажный спрос на оборудование. Зато в сегменте станков для проклейки защитных комбинезонов для медиков мы оказались одними из лидеров. Есть целый ряд фирм, которые занимаются поставками оборудования в Россию. Но у нас очень узкая специализация – герметизация швов. А это незаменимая технология для защитной одежды. К тому же мы сразу решили проблемы сервиса, обучения специалистов и снизили цену до минимально возможной. Наш опыт в области герметизации, причем в комплексных решениях - почти четверть века. Может быть, кто-то сочтет меня идеалистом, но я уверен: когда приходит такая беда, нужно думать не о том, как набить карман, а о том, как помочь своей стране. Зачастую я выходил «в ноль» для того, чтобы обеспечить своим клиентам возможность производить комбинезоны такого же ценового порядка, как в Китае. Возможно, у кого-то и есть недопонимание в работе с нами, но те, кто понял и поверил, что такое работа в комплексе, стали делать реальные скачки вперед. И наши партнеры в различных направлениях выделяемы и конкурентоспособны не только в России. Нам и реклама была не нужна: ее роль выполняло и выполняет «цыганское радио». Я работаю в этой сфере 23 года и считаю, что главное – это порядочность, репутация.

– А сколько оборудования для изготовления защитных комбинезонов вы поставили в Россию за этот год?

– Год еще не закончен, но несколько сотен станков для герметизации уже поставлено в комплексе с пошаговым обучением в тонкостях технологических ошибок. Проведены сотни тестов по индивидуальным подборам соответствующих лент и режимов настроек оборудования на образы продукции или ткани заказчиков, в том числе и ткани российского производства «а ля тайвек».       

– Насколько долговечен этот спрос, на ваш взгляд? Ведь пандемия рано или поздно закончится…

– Пока спрос не падает. Пошла вторая волна пандемии, и она гораздо сильнее, чем первая. Больницы заполнены и переполнены. А значит, нужна одежда для работы в «красной зоне». И я считаю, что должен быть серьезный контроль со стороны государства над теми предприятиями, которые производят защитную одежду. Порой они не подозревают, что, допуская технологические ошибки, производят не то что средства защиты, а в лучшем случае бесполезный, в худшем - опасный продукт. Незнание специфики технологии, особенно в обслуживании госконтрактов, часто приводит к значительным издержкам при доработке изделий и даже к судебным разбирательствам и закрытию целых фабрик. Большая опасность кроется в том, чтобы зарабатывать на беде государства. Сейчас всем нам нужно думать о здоровье людей.

Кроме того, я считаю, что у оборудования для проклейки швов большие перспективы и в других сегментах: в производстве мембранных курток, военной формы, спортивного оборудования, спортивной одежды, купальников и так далее. И когда рынок насытится станками для производства защитной одежды для медиков, мы пойдем дальше. И наш большой опыт даст нам все преимущества.

Практически все ведущие мировые производители в той или иной степени применяют термоклеевые технологии в производстве одежды (от нижнего белья до пуховиков), обуви, снаряжения и аксессуаров. Ее использование позволит обеспечить высокое качество российской продукции, повысит ее конкурентоспособность.

– То есть вы считаете, что этот сегмент будет еще значительно расти?

– Да, я думаю, в России и странах СНГ будет развиваться производство, в котором  применяются термоклеевые технологии. В том числе – выпуск высокотехнологичной городской одежды, которая будет водостойкой, дышащей, комфортной.

– Чем вы отличаетесь от конкурентов, которые поставляют аналогичное оборудование?

– Прежде всего тем, что мы обеспечиваем сервис, поставки комплектующих, расходных материалов (герметизирующих лент, термоклеевых продуктов) и обучение специалистов. То есть мы можем решить любую проблему клиента быстро. Проблемы клиента нужно брать на себя. Вести его, поддерживать, а главное предупреждать о последствиях (показывать впереди лежащие «грабли»).

– Сервис – понятно, но почему занялись обучением?

– Острая проблема у нас в России: дефицит кадров. Мои ровесники пока еще могут работать, но за нами уже никого нет. Учреждения образования не готовят к работе на производстве. Каждый производитель решает вопрос обучения самостоятельно. Поэтому года три назад мы начали проводить семинары для студентов, для сотрудников фабрик. Показывали у себя, как выполняется проклейка швов, ультразвуковая сварка.

Сейчас мы переехали в Инновационный центр швейной и легкой промышленности России. Нам выделили там помещение, и на этой территории мы будем развивать направление обучения, показывать возможности передового оборудования. Чтобы, в конечном итоге,  уменьшить пропасть между Россией и странами Запада и Востока.

Кстати, безниточные технологии и в частности технологии ультразвуковой сварки могут отчасти решить и проблему кадров. Сейчас очень востребованы швеи, их трудно найти. Приходится привлекать рабочую силу из ближнего зарубежья или платить бешеные зарплаты. Нужно отходить от этого, переключаться на варку одежды, подбирать людей, которые займутся автоматизацией процесса. Современное предприятие – это автоматические раскройные комплексы, станки для сварки, клеевые ленты. То есть, нужно убрать ручной труд, увеличить роботизацию процесса производства. И тогда мы уйдем от швей из стран третьего мира. И качество продукции будет стабильным.

Лет через 10 в легпроме будут работать роботы, которые будут полностью изготавливать одежду. Помните мультфильм «Незнайка и его друзья»? Там Винтик и Шпунтик изобрели пылесос, поставили его на четыре колеса, он втягивал пух одуванчиков и выдавал на выходе рубашки. Вот через 10 лет эта сказка будет былью. Сейчас и Запад, и Восток над этим бьются. Главное, нам бы не отстать от этого. А чтобы не отстать, нужно действовать сообща, конкурировать не между собой, а с импортом.

– Будете ли развивать обучение персонала в онлайн-формате?

– Я изучаю этот вопрос. Пока мне кажется, что это не совсем верно. В нашем деле нужно щупать, смотреть, тестировать,  пробовать работать. Вряд ли здесь годится онлайн-формат. Теорию, конечно, можно перевести в онлайн, над чем сейчас как раз и активно работаем.

– У отдельных клиентов, например, производителей профессиональной и спецодежды, возникают определенные задачи, которые требуют серьезной проработки технологии до готового изделия. Оказываете вы такую поддержку?

– Я над этим тоже думал. Даже привлек специалиста. Это направление мы будем развивать на нашей новой площадке в Инновационном центре швейной и легкой промышленности России.

Вы стали также поставлять стегальное оборудование, раскройные автоматизированные комплексы. На рынке немало поставщиков подобного оборудования. У вас появился спрос?

– Это оборудование также уменьшает ручной труд, присутствие человека. Сейчас мы привозим стегальное оборудование, которое кроит и сваривает края, чтобы они не сыпались. Наша компания поставляет раскройные комплексы производства Кореи, Тайваня, качественное оборудование из Китая. Производитель должен знать плюсы-минусы в сравнении. Поставки ведем под заказ, исходя из наличия спроса или под конкретные задачи.

– Помимо оборудования компания  SportTex поставляет также ткани и фурнитуру. Расскажите немного об этом направлении.

– Я начинал именно с поставок ткани. Это были мембранные ткани, нейлоны, материалы для производства палаток, рюкзаков, спальных мешков и т. д. Иначе говоря, основным направлением был outdoor: ткани для спорта, туризма, охоты. Сейчас мы это направление снова разворачиваем, так как видим, что на российский рынок хлынул поток некачественных тканей. Если эту ситуацию не изменить, мы отстанем настолько, что придется нам опять, как Петру I, прорубать топором окно в Европу. Сейчас мы взяли на работу человека, который будет вести направление ультрасовременных тканей. И уже под них будем подтягивать оборудование, технологии и комплектующие. Все должно быть на высоком уровне. Если я езжу на «Мерседесе», я не хочу, чтобы у него были колеса от «Таврии». Точно также  куртку из элитной ткани нельзя шить дешевыми китайскими нитками и пришивать к ней первые попавшиеся пуговицы из Бангладеш!

Я начинал с корейских тканей, потом начал завозить хороший Китай, Тайвань, Италию, Германию. Из дешевых тканей можно делать только одноразовую одежду. Как показал наш опыт освоения безниточных технологий, все новые технологии прорабатывать надо на лучших инновационных и качественных тканях. А нам в России нужно производить качественную одежду среднего и даже премиум-класса. Хай-класс нам не нужен, но средний здесь вполне востребован.

– Как изменился спрос на ткани после первой волны пандемии?

– Кого ни спрашиваю, спрос на готовую одежду упал минимум на 40 %. И это еще хорошо. Многие закрылись. Так что спрос на ткани также упал и продолжит падать. Но будет развиваться производство СИЗ, спецодежды. Городская одежда будет продаваться через интернет.

– Не могу не спросить о команде SportTex. Вас немного, но вы настолько активны и креативны, что не заметить компанию невозможно. Кто генерирует основные идеи, ожидается ли пополнение коллектива в связи с появлением новых направлений?

– Начну с конца, то есть с пополнения коллектива. Как я уже сказал, мы недавно приняли на работу специалиста по тканям, собираемся взять еще двоих на новые направления. В новых людях для меня главное, чтобы они могли генерировать идеи и создавать команду под себя. А я буду им помогать, чем могу. Я всегда говорю: лучше иметь 10 сотрудников, которые будут работать и получать как 100, чем иметь 100 сотрудников, которые будут получать как 10 и работать так же. Напомню, что у группы компаний SportTex есть несколько площадок в Москве и офис в Санкт-Петербурге, который занимается развитием европейского направления (ткани, фурнитура, расходные материалы). У нас хороший коллектив, но, как и у всех, тоже ощущается нехватка молодых активных и креативных кадров, и наши двери всегда открыты для новых сотрудников желающих, учиться и работать на благо себя и компании. 

 Своевременная реструктуризация экономического и бухгалтерского отдела компании и привлечение туда специалистов высокого уровня позволило компании пройти этот сложный период не только без потерь, но и расширить свое присутствие на российском рынке и рынке стран ближнего зарубежья.

Что касается идей, я выслушиваю мнение каждого, и уже потом принимаю решение. Очень сильно прислушиваюсь к мнению моего зама и руководителя питерского офиса Сергея Федорова.

– Какие планы и надежды на 2021 год?

– Планов громадье. Во-первых, усилить площадку компании в Инновационном центре швейной и легкой промышленности России. Набрать позитивных идейных людей, жаждущих развиваться практически безгранично. Развивать направление обучения, помогать студентам на этой базе защищать дипломы, вести научную работу.

Будем готовиться к выставкам. Пандемия приходит и уходит, а жизнь продолжается. Товарный голод у людей очень сильный: все устали и хотят на выставки. Будем участвовать в «Текстильлегпроме», «Биоте», «Инлегмаше» во всех возможных проектах, заканчивая выставками продукции для армии и силовых структур. Будем работать!

Беседовала Марина Москалева

Также в номере:

«МИРтекс»: новое оборудование – новые возможности

Совсем недавно в известной ивановской компании «МИРтекс» произошел запуск цифровой печатной машины EFI Reggiani POWER. Это уже четвертая по счету машина марки EFI Reggiani, установленная в компании. Зачем «МИРтекс» увеличивает парк печатного цифрового оборудования и почему предпочтение отдано именно марке Reggiani, мы расспросили технического директора ООО «МИРтекс» Константина Малкова.
Читать далее »

«Колорнил»: СОЗДАЕМ ТЕХНОЛОГИИ БУДУЩЕГО

В мире существует большое количество способов изготовления нитей. Компания «Колорнил» разработала и освоила новый вид производства нитей по технологии RC® - это принципиально новая технология для России, несравнимая с другими существующими на сегодняшний день. Технология RC® – первая в изготовлении микроволоконной нити на полиамидной основе. Это настоящая инновация, и она знаменует собой будущее в сфере производства нитей. 
Читать далее »

Однослойный раскройный комплекс или режущий плоттер?

На сегодняшний день представлено довольно много систем автоматизации технологических процессов в текстильной промышленности - как вырезки лекал, так и экспериментальных образцов из ткани. Зачастую многие производители, особенно из Китая, для раскроя ткани предлагают плоттер под вырезку лекал, переделанный под новые задачи. Чем же отличается раскрой от плоттера?
Читать далее »