Этот материал вышел в № 06 за 2020 год
Пролистать PDF

На фоне пандемии, локдауна и закономерного снижения спроса на одежду в 2020 году еще больше выросло значение сегмента специальной одежды и СИЗ. Перспективы развития этого сегмента обсуждали на Межрегиональном отраслевом форуме «Спецодежда», который проходил в Иванове в конце ноября.

Форум стал одним из первых в России мероприятий, организованных в гибридном формате: часть спикеров выходила на связь из студии, оборудованной в центре "Мой бизнес", часть – удаленно из других городов. Участники же могли слушать трансляцию в реальном времени и задавать вопросы в чате. Такое решение организаторы форума – Правительство Ивановской области, Департамент экономического развития и торговли, региональный центр «Мой бизнес» – приняли в связи с непростой эпидемиологической обстановкой. Это позволило существенно увеличить количество участников и расширить географию форума.

Как отметила, открывая форум, заместитель председателя правительства Ивановской области Людмила Дмитриева, Россия традиционно является одним из крупнейших потребителей спецодежды и СИЗ. Объем рынка спецодежды в 2019 году составил 660 млн штук (+8,6 % к 2018 году), за 9 месяцев 2020 года – 680 млн штук. В Ивановской области форум организуется не случайно: здесь производится примерно треть всей спецодежды в стране. Так, в 2019 году в регионе было произведено 33,9 % от общего объема производства спецодежды в России (224 млн штук), за 9 месяцев 2020 года – 31,9 % (271 млн штук).

Будущее за технологиями

Эксперт рынка СИЗ, соучредитель информационно-аналитического портала Гетсиз.ru. Евгений Шувалов отметил, что этот год был непростым и для производителей спецодежды. Однако и в этих условиях есть возможность развивать производство.

Одна из возможностей: расширение продуктовой линейки, использование новых технологий. "Так, "СОМЗ" разработал линейку алюминизированной одежды и СИЗ для металлургов, "Текстиль М" освоил выпуск влагостойкой одежды с ультразвуковой сваркой швов, "Бисер" производит одежду для защиты от электродуги, БАСК выпустил новую линейку комбинезонов для защиты от инфекций, "Модерам" разработал зимнюю обувь с автономным источником питания", – отметил Евгений Шувалов.

Так же активно компании развивают спектр услуг: предлагают аренду, стирку спецодежды и так далее. Большую роль приобретает кооперация с другими производителями, которая позволяет создавать принципиально новые продукты.

"Пандемия COVID-19 изменила российский рынок в 2020 году. Мы столкнулись с такими новыми вызовами, как ограничение экономической активности, коммуникаций, импорта и экспорта, притока рабочей силы, резкий рост спроса на СИЗ для защиты от вирусных инфекций, введение частичного госрегулирования рынка СИЗ. Эти проблемы будут влиять на рынок и в ближайшем будущем. Но даже на стагнирующем рынке всегда есть место инициативным людям, новым идеям, инновационным продуктам и услугам", – подчеркнул Евгений Шувалов.

Коммерческий директор ООО «Фабрика нетканых материалов «Весь Мир» Алена Габерланд в качестве основного фактора роста выделила внимание к новым технологиям и стремление производить "умную" одежду. Такую, какую мы видели в фильме "Назад в будущее".

"Новое поколение SMART WEAR – это изделия, которые могут нагреваться, охлаждаться, менять цвет или даже размер. Так, сборная США на зимних олимпийских играх в Южной Корее носила самонагревающиеся куртки фирмы Ralph Lauren (RL). Компании, начиная от Nike (NKE) и Under Armour (UAA) до Google parent Alphabet (GOOGL) и Microsoft (MSFT), разрабатывают технологии умной одежды. Партнерство между Google и Levi Strauss может быть признаком того, что грядут новые события. Они вывели на рынок за $350 Commuter X, джинсовую куртку, которая позволяет пользователю управлять телефоном с помощью жестов. Пожалуй, самый известный пример саморегулирующейся умной одежды на рынке – это гиперадаптивные ботинки Nike с самозавязывающимися шнурками. В их промо участвуют Серена Уильямс и Криштиану Роналду. Первоначально они были оценены в $720, а теперь продаются уже более чем за $2000 долларов за пару", – рассказывает Алена Габерланд.

Кроме того, подчеркнула Габерланд, умная одежда подразумевает подключение к Интернету. Juniper Research подсчитала, что «связанная» с Интернетом одежда является самым быстрорастущим сегментом носимого технологического сектора. По прогнозам компании, рынок такой одежды может за два года вырасти более чем вчетверо – до 30 миллионов поставок.

"Новые разработки будут почти всегда основаны на неожиданных партнерствах", – считает Алена Габерланд. В качестве примера она привела нью-йоркскую компанию Loomia, которая начала свою работу четыре года назад и создает гибкие схемы, способные излучать тепло и/или свет, а также воспринимать и отслеживать данные здоровья человека через его одежду. Она работала с такими компаниями, как Google, сингапурским производителем схем Flex (FLEX), британским ритейлером TopShop и производителем одежды VF Corp. Ключевой частью бизнес-плана Loomia является то, что она не производит отдельные предметы одежды, а предоставляет свои разработки коммерческим партнерам, в том числе производителям одежды масс-маркета.

Среди новинок компании – ткани, меняющие цвет (дизайнер Джулианна Басс даже использовала их в двух платьях, которые показали на подиуме нью-йоркской Недели моды), а также электронный текстиль, который можно стирать в машине. В течение следующего года на рынок выйдут теплые куртки и ботинки с технологией Loomia. Компания рассматривает возможности использования этих технологий также в мебельных тканях.

СИЗ навсегда

Для сегмента спецодежды и СИЗ прошедший год был достаточно плодотворным. Так, Людмила Дмитриева подчеркнула, что в Ивановской области на фоне пандемии свыше 360 компаний были перепрофилированы на пошив масок и защитных костюмов. "Произведено более 21 млн масок, в том числе более 5 млн медицинских масок, более 1 млн защитных костюмов. Выпускаемая продукция поступала во все федеральные округа, более чем в 20 регионов России. 17 ивановских предприятий получили регистрационные удостоверения на производство одноразовых защитных костюмов, одно – на производство многоразовых защитных костюмов", – сказала Дмитриева.

По мнению Евгения Шувалова, это не разовый всплеск: повышенный спрос на медицинские СИЗ и спецодежду сохранится надолго. "Мир уже не будет полностью прежним, – отметил Евгений Шувалов. – После всего произошедшего использование защитных средств станет частью нашей повседневной жизни (по крайней мере, в определенных ситуациях), отношение к защитной одежде в медицине изменится».

Алена Габерланд также отметила, что вспышка COVID-19 может стать хорошим предзнаменованием для развития рынка функциональной спецодежды: "Недавнее исследование Fact.MR прогнозирует, что в периоде 2020 – 2030 гг. мировой рынок функциональной спецодежды будет демонстрировать темпы роста более чем на 7 %".

Форум вырос

В этом году мероприятия форума не уместились в один день. В течение недели после пленарного заседания в режиме онлайн работала биржа деловых контактов. Этот формат позволил производителям представить свою продукцию и возможности производств непосредственно крупным федеральным корпорациям, заказчикам спецодежды – компаниям "Транснефть", "Россети", АК "Алроса", "Аэрофлот", РЖД. Всего прошло свыше 30 встреч. Для более эффективной работы участникам был предоставлен чек-лист по подготовке к переговорам, специально разработанный экспертами.

К форуму подготовлена виртуальная выставка продукции ивановских производителей спецодежды. На ней в интерактивном 3D формате  представлены образцы готовой продукции, фурнитуры, наполнителей и утеплителей для спецодежды, а также производственного оборудования. Организаторами принято решение, что выставка будет работать на постоянной основе.

Все зарегистрированные участники форума «Спецодежда» получили в подарок от организаторов исследование «Западноевропейский рынок промышленной защитной одежды, прогноз до 2024 г. (июль 2020 г.)» от компании Frost & Sullivan. В исследовании охвачены Великобритания и Ирландия, Скандинавия (Норвегия, Дания, Швеция, Финляндия), Германия, Франция, Бенилюкс (Бельгия, Нидерланды, Люксембург), Альпийский регион (Австрия и Швейцария), Италия, Иберия (Испания и Португалия).  "Поскольку мы видим экспортный потенциал в спецодежде, считаем, что эта информация будет полезна для ивановских производителей", – подчеркнула Людмила Дмитриева.

Марина Москалева

  для  справки

В 2019 году объем российского рынка СИЗ составил 160 млрд рублей (2,3 млрд $). Рост – 10 %.

 Объем мирового рынка СИЗ в 2019 году, по данным маркетингового агентства Frost Sullivan, составил 50,22 млрд $ (3,766 трлн рублей). Рост – 6 %.

Также в номере:

«Восемь различий» однослойного раскроя лазером и ножом

Современное швейное производство давно идет по пути автоматизации, при этом в раскройном цеху прочно обосновались два типа оборудования: ножевые раскройщики для многослойного раскроя и лазерные станки для однослойного кроя. Еще один тип оборудования – однослойные ножевые раскройщики - только начинают занимать свое место. Опыт общения показывает, что не все понимают, зачем вообще нужны однослойные ножевые раскройные комплексы, если есть лазеры. Тема эта большая, и в данной статье мы остановимся на «восьми различиях» между этими двумя типами автоматических однослойных раскройщиков.  
Читать далее »

Владимир Богданов: "Три важных шага вперед"

Компания BASK – известный российский производитель – не только выпускает сверхтеплую одежду, снаряжение для путешествий, аксессуары, но и продолжает вести научные разработки, совершенствует технологии производства. О нескольких важных новшествах мы поговорили с соучредителем компании Владимиром Богдановым.
Читать далее »

Прогрессивные подходы в компании «Текстиль М»

На форуме "Спецодежда", который состоялся 20 ноября в Иваново, генеральный директор компании "Текстиль М" Катков Сергей Михайлович рассказал о проблемах, связанных с открытием швейной фабрики, и об их решении.
Читать далее »