Этот материал вышел в № 05 за 2021 год
Пролистать PDF

Принты на одежде и аксессуарах в последние годы стали почти обязательным условием соответствия моде и современному стилю и, как следствие, успешных продаж. Особенно это относится к молодёжной и детской моде. Нанесение печатных рисунков – наиболее популярный метод декорирования тканей, поскольку печать доступнее и значительно дешевле большинства других способов, таких как, например, стразы и вышивка, и при этом практически не ограничивает полёт фантазии дизайнеров при разработке изображений.

Большинство швейных производств, если они работают на рынке детской, молодёжной, модной или спортивной одежды, постоянно сталкиваются с необходимостью нанесения рисунков. Процесс печати во многих случаях стал обязательным этапом в производственном цикле. Однако организовать свой собственный печатный участок на швейном производстве для многих руководителей представляется архисложной, почти невыполнимой задачей. С одной стороны, размещение заказов у подрядчиков связано с логистическими проблемами, увеличением сроков производства, невозможностью контроля качества печати в течение технологического процесса, что связано с рисками выбраковки готовых изделий, и т. д. Но, с другой стороны, организация собственного участка требует от руководителя погружения в совершенно новую для него технологию, знакомство с которой вызывает тем больше вопросов, чем глубже он в неё погружается. Участок печати - технологически совершенно обособленное производство, встраиваемое в цикл швейного, поэтому его организация требует привлечения новых специалистов, обучение персонала и приобретение полного комплекта оборудования. И совершенно понятны опасения любого руководителя или владельца швейного бизнеса, задумывающегося над расширением возможностей своего производства: справится ли он с этой задачей, принесёт ли новый участок дополнительную прибыль или вложенные средства не окупятся, получится ли наладить технологию для выпуска действительно качественной и конкурентоспособной продукции? И если риски всё же представляются оправданными, и принимается решение об организации производства печати, оно сразу же влечёт за собой массу новых вопросов, первым из которых является выбор способа печати.

К счастью для всех, кто только погружается в тему печати на тканях, выбор здесь небольшой – варианта всего два: традиционная классическая трафаретная печать, также называемая шелкографией, и цифровая струйная печать. Но даже выбор всего из двух возможных вариантов порой становится серьёзной проблемой, а ошибка этого выбора обходится дорого, поскольку приобретение оборудования связано со значительными инвестициями. Попробуем разобраться, как сделать правильный выбор способа печати, чтобы печатный участок был максимально оптимизирован к задачам швейного производства, в которое он встраивается.

Для того, чтобы определиться со способом печати, необходимо ответить на два вопроса, определяющих задачи будущего печатного участка:

  1. Какова требуемая посменная или месячная производительность? Необходимо определиться, сколько изделий с одним рисунком требуется напечатать. Важно именно количество одинаковых рисунков, которые могут быть напечатаны на изделиях разных размеров или на разных деталях кроя.
  2. Есть ли желание создавать на отпечатках специальные эффекты: глиттеры (блёстки), рельеф (3D эффект), свечение в темноте или под УФ светом (эффект дискотеки), использовать металлизированные и перламутровые краски, наносить фольгу или флок и пр.?

Теперь разберёмся, какие ответы на эти вопросы повлекут выбор того или другого способа печати.

  1. Если компания ориентирована на массовое производство одежды, работает в бюджетном сегменте, значит количество изделий с одинаковым рисунком исчисляется сотнями и тысячами, при этом себестоимость печати имеет немаловажное значение. В этом случае печатный участок должен обеспечивать необходимую производительность при низкой себестоимости. Требуемая производительность зависит от мощностей швейного цеха и, как правило, составляет от нескольких сотен до нескольких тысяч изделий в рабочую смену. И здесь выбор способа печати очевиден – это трафаретная печать. Если же специализация компании – эксклюзивная одежда, или компания работает на рекламном рынке, или есть необходимость персонализации изделий, это значит, что количество изделий с идентичными изображениями исчисляется единицами или десятками, в отдельных случаях максимум сотнями, но при этом вопрос снижения себестоимости не стоит остро. В этом случае оптимальным выбором будет цифровая печать.

Цифровой способ печати, в отличие от трафаретного, не требует изготовления печатных форм. Печать происходит непосредственно из файла с изображением. Технологический цикл шелкографии включает этап изготовления комплекта печатных форм (трафаретов), требующий временны́х и финансовых затрат, распределяемых на всю партию изделий. Чем больше партия изделий с одним рисунком, тем меньше доля стоимости комплекта печатных форм в себестоимости каждого изделия и тем выше производительность печати. И наоборот, чем меньше партия, тем больше доля стоимости печатных форм в себестоимости изделий и тем ниже производительность. В цифровой печати себестоимость и скорость печати одного изделия не зависит от количества изделий в партии. Приведём два примера:

Пример 1: необходимо запечатать всего десять изделий в четыре цвета. Быстрее и дешевле это будет сделать на струйном принтере, так как в этом случае нет необходимости изготавливать печатные формы. Стоимость изготовления комплекта трафаретных печатных форм (в нашем примере их должно быть четыре) входит в себестоимость десяти отпечатков, то есть в себестоимости каждого изделия, напечатанного шелкографией, содержится 10 % от стоимости всех печатных форм или 40 % от стоимости одной печатной формы. Этот пример показывает, что при печати единичных изделий или очень малых партий трафаретным способом большая доля стоимости изготовления печатных форм приходится на себестоимость каждого изделия. При этом время на изготовление комплекта печатных форм также входит в технологический цикл и значительно снижает производительность печати. Поэтому выбирается цифровой способ, не требующий изготовления печатных форм. Стоимость каждого отпечатка цифровым способом не зависит от их количества. При печати одного рисунка на одном, десяти или ста изделиях стоимость каждого отпечатка одинакова. То же касается скорости печати – время на печать одного принта фиксирована и не зависит от партии изделий.

Пример 2: требуется напечатать изображение на 300 изделиях также в четыре цвета. В этом случае быстрее и дешевле справится с этой работой шелкография. Доля стоимости комплекта печатных форм в себестоимости изделия составит всего 0,3 %, а стоимость собственно процесса печати трафаретным способом на порядок ниже, чем цифровой отпечаток. То же касается производительности: скорость трафаретной печати зависит от оборудования, но в любом случае значительно превышает скорость цифровой печати и на партии более 100 изделий с лихвой компенсирует время, необходимое на подготовку печатных форм.

 В этой статье мы касаемся только темы печати на крое и готовых изделиях, не затрагивая вопросы, относящиеся к набивке, то есть к печати на рулонных тканях.

  1. Создание специальных эффектов – это тот конёк, на котором шелкография поднимается на недостижимую для цифровой печати высоту. Только трафаретному способу печати доступны всевозможные «фишечки» и «изюминки», придающие текстильным изделиям особый шарм и выделяющие их из ряда конкурентов. В арсенале шелкографии есть не только ставшие уже банальными глиттеры (блёстки), эффект «puff» (объём), фольгированные изображения, но и много других интересных эффектов: термохромный (изменение цвета при изменении температуры), фотохромный (проявление изображения при попадании на солнечный свет), разноуровневые 3D изображения, стереоэффект и другие. И если в ответ на вопрос о том, должен ли будущий участок печати иметь возможность создания каких-либо специальных эффектов на изделиях, вы говорите твёрдое «ДА», это означает выбор трафаретного способа печати.

Итак, со способом печати определились: подавляющее большинство швейных производств выпускает партии изделий больше ста; подавляющее большинство руководителей этих производств не хотят исключать специальные эффекты из возможностей планируемого печатного участка; следовательно, для подавляющего большинства швейных производств правильным выбором способа печати является трафаретный.

Теперь на очереди вопрос выбора оборудования и проектирования печатного участка. Технологический цикл трафаретной печати разделяется на 4 основных этапа:

  • Допечатная подготовка файла
  • Вывод плёнки
  • Натяжка трафаретных сеток на рамы
  • Подготовка трафаретных печатных форм
  • Процесс печати
  • Сушка отпечатков

Для каждого технологического этапа требуется специальное оборудование и квалифицированный персонал, но не обязательно все этапы должны быть представлены на участке трафаретной печати. Допечатную подготовку и натяжку сеток можно заказывать у подрядчиков. Допечатная подготовка файла с изображением, включающая цветоделение – это высококвалифицированная работа, требующая подготовки и опыта. От этого этапа очень во многом зависит результат печати, поэтому если в компании нет дизайнера с опытом цветоделения, лучше доверить эту работу квалифицированному специалисту.

Натяжение сеток на рамы производится на профессиональном оборудовании, стоимость которого сравнима со стоимостью печатного станка. Окупаемость любого оборудования предполагает его постоянную загрузку, но загрузка натяжного устройства, обеспечивающая потребности цеха с одной-двумя печатными машинами или ручными станками, едва будет составлять 20 %, поскольку натянутые сетки служат долго. Поэтому есть прямой резон заказывать натяжку сеток, например, в компании «АТД Центр», которая уже долгое время успешно удовлетворяет потребности многих трафаретных производств.

В принципе, на начальном этапе развития в ООО «АТД Центр» можно заказывать и изготовление печатных форм. Но очень скоро вы придёте к выводу, что необходимо оснащать собственный участок формным оборудованием. В комплект оборудования для изготовления форм входит экспонирующее устройство, сушильный шкаф для рам и мойка с аппаратом высокого давления типа Kӓrcher. Нанесение светочувствительной эмульсии на сетку, как правило, производится вручную, но при большом объёме производства трафаретов целесообразно укомплектовать участок автоматическим устройством. Формный участок должен быть изолирован от печатного, так как там необходимо обеспечить особые условия. Во-первых, в зоне экспонирования, нанесения и сушки эмульсии должно быть максимально чисто и сухо. Любая пылинка, оседающая на эмульсионном слое, превращается в прокол на печатной форме, а затем в марашку на отпечатке, что приводит к выбраковке изделий. И, во-вторых, освещение помещения не должно содержать УФ спектра. Необходимо обеспечить возможность изоляции этого помещения от дневного света и люминесцентных ламп, например, наклеив на окна и светильники жёлтую полупрозрачную плёнку.

Особое внимание следует уделить  выбору оборудования. Эта задача вызывает наибольшие трудности. Для печати на текстиле используются карусельные машины и станки. Чтобы сделать оптимальный выбор, следует обратить внимание на следующие моменты:

  1. Требуемая производительность. Если предполагается запечатывать 100–600 изделий в смену, то рационально остановиться на ручном печатном оборудовании. С партиями до 300 принтов справится один ручной станок, при колебании сменной производительности в интервале 300-600 изделий можно рассматривать оснащение участка двумя ручными станками. Но если в смену требуется печатать около 1000 и более изделий, разумно рассматривать приобретение автоматической печатной машины, обеспечивающей производительность до 4000–5000 принтов. Необходимо иметь в виду, что производительность ручного оборудования напрямую зависит от красочности печати: при увеличении количества цветов в рисунке производительность снижается пропорционально. На автоматические машины это правило не распространяется. Конечно, сложность изображения, наличие спецэффектов, повышение красочности снижает скорость и автоматической печати, но не так прямолинейно, как ручной.
  2. Предполагаемая красочность изображений. То есть, сколько цветов будет в картинках, которые украсят ваш текстиль? Ответ на этот вопрос определяет красочность печатного оборудования (количество печатных секций). Отпечатанный одной краской оттиск необходимо подсушивать перед печатью следующего цвета при работе с определёнными видами красок[2], поэтому красочность изображений, помимо количества печатных секций, определяет также количество промежуточных сушильных устройств, если выбор сделан в пользу автоматической машины.  Ручные станки независимо от количества печатных секций комплектуются только одной промежуточной сушкой.
  3. Какие типы красок будут использоваться в печати? Ответить на этот вопрос на этапе проектирования печатного участка бывает довольно трудно, т. к. непросто разобраться в многообразии трафаретных печатных красок. Трафаретное оборудование универсально и работает с любыми красками, но есть особенности печати некоторыми видами красок на водной основе, определяющие выбор только автоматических печатных машин и предъявляющие особые требования к количеству промежуточных сушильных устройств.
  4. Максимальный формат изображений. Размер изображения имеет важнейшее значение при выборе оборудования. Цена на печатное оборудование растёт пропорционально увеличению формата печати. Но если при покупке оборудования не предусмотреть необходимость печати нестандартных форматов, такая возможность будет закрыта. Стандартным для текстильной печати считается формат А3+ что составляет приблизительно 35 х 50 см. На два-три см можно увеличить размер печатного поля при необходимости, но выйти за пределы 40 х 55 см на оборудовании стандартного формата вряд ли получится. Поэтому, если стоит задача печати большего формата, следует покупать соответствующее оборудование. Это относится в равной степени как к трафаретным машинам, так и к цифровым принтерам.

Технология CTS исключает этап вывода плёнок.

 Некоторые краски можно печатать «по-сырому», без подсушки.

Последний этап технологической цепочки – сушка отпечатанных изделий. Важности этого этапа часто не придают должного значения.  Стоимость туннельного сушильного устройства, обеспечивающего необходимые режимы сушки, сравнима со стоимостью автоматической печатной машины и выше стоимости ручного станка, и далеко не все готовы довериться поставщикам и приобрести вспомогательное оборудование почти по той же цене или даже дороже печатного. В результате очень много производств комплектуется короткими туннелями, не способными обеспечить необходимое время прохождения в нём изделия. Процесс полимеризации красок невозможно ускорить. Если оттиску требуется 1,5 мин. сушки при температуре 150° С, значит, за 30 сек. не произойдёт полной полимеризации, и краска не приобретёт необходимой устойчивости к стиркам и эластичности. И повышение температуры не может компенсировать недостаток времени тепловой обработки. При работе на автоматических карусельных машинах средняя скорость печати составляет 10-15 отпечатков в минуту. Чтобы синхронизировать туннельную печь с печатной машиной, скорость транспортёра туннеля должна составлять 4-6 м/мин.Для обеспечения скорости печати 4 м/мин при необходимости тепловой обработки в течении 1,5 мин сушильная камера туннельной печи должна быть 6 м. Уменьшить длину сушильной секции до 3–4 м можно, увеличив ширину печи так, чтобы можно было укладывать два и больше изделия по ширине транспортерной ленты. Производительность печати на ручных карусельных станках значительно ниже, поэтому туннельные печи могут быть длиной 3-4 м. Скорость транспортёра при этом должна иметь регулировки, позволяющие обеспечить необходимое время тепловой обработки. При выборе туннельных печей также необходимо обратить внимание на наличие конвекции и распределение температуры внутри сушильной камеры. Самые простые и, соответственно, недорогие печи не оснащены конвекцией, поэтому нагрев до необходимой температуры в них происходит ближе к середине камеры, что значительно снижает время тепловой обработки при заданной температуре.

Организация собственного печатного участка на швейном производстве позволит снизить затраты на печать и оптимизировать производство в целом. Однако надо понимать, что это самостоятельный производственный участок, требующий квалифицированных специалистов и надёжного оборудование, обеспечивающего необходимые технологические режимы и параметры. Надеемся, данная статья поможет найти ответы на наиболее часто возникающие вопросы при организации собственного печатного участка.

Более подробную информацию, консультацию по выбору оборудования, технологии и расходных материалов вы можете получить, обратившись в нашу компанию – ООО «Ол Принтс Технологии». Мы работаем на рынке трафаретной печати уже много лет, и наш бренд ATDESIGN очень хорошо знаком всем профессионалам этой отрасли Скорость транспортёра зависит также от размера запечатываемого изделия. При печати на небольших деталях кроя или детской одежде скорость может быть меньше, так как меньше размер изделия, укладываемого на ленту транспортёра.

Автор Наталья Беляева руководитель ИТО трафаретной печати  ООО «Ол Принтс Технологии»,кандидат технических наук .

 

Также в номере:

Mimaki Tх300 - стандарт цифровой печати на натуральном текстиле

Японская компания Mimaki обладает одной из самых представительных линеек цифрового текстильного оборудования. В своих разработках она опирается не только на текущие требования современного рынка печати на тканях, но и ориентируется на те запросы, которые, бесспорно, возникнут в отрасли в самом ближайшем будущем. 
Читать далее »

Тейковский ХБК: запас прочности на века

Тейковский хлопчатобумажный комбинатявляется одним из ведущих предприятий России по производству хлопчатобумажного полотна и домашнего текстиля.Сегодня взыскательного потребителя трудно удивить ассортиментом, но у Тейковского ХБК есть серьезное конкурентное преимущество– это уникальные способы обработки и отделки тканей, которые появились благодаря серьезной технологической модернизации этого участка производства. Об этом и многом другом мы побеседовали с директором отделочной фабрики Ольгой Гусевой.
Читать далее »

Новые ткани от OLDOS: модно все, что выделяет из толпы

Компания OLDOS, являющаяся одним из лидеров российского рынка текстиля, предлагает со своих складов различные ткани (курточные, подкладочные, для рабочей одежды, спортивный трикотаж, флис, постельные ткани, ПВХ-материалы и т. д.) и швейную фурнитуру. Собранные в этом обзоре новинки тканей для верхней одежды не только демонстрируют тенденции развития мирового текстильного рынка, но и помогают вдохновению. 
Читать далее »