Этот материал вышел в № 06 за 2021 год
Пролистать PDF

Всё больше политику стран Евросоюза и всей планеты в целом определяют принципы экологической, экономической и социальной устойчивости. Необходимые изменения так или иначе оказывают влияние в том числе на индустрию одежды. Процессы адаптации производства одежды к потребностям людей в глобальном масштабе сложны и требовательны, поэтому прозрачность и сотрудничество – ключевые инструменты на пути к устойчивому развитию. Все эти процессы, безусловно, касаются и России.

 

Индустрия одежды - один из крупнейших в мире секторов потребительских товаров, который также является работодателем и сторонником социальных и этических стандартов, играет экономически важную роль движущей силы в данном сегменте, но также вызывает разного рода критику как носитель углеродного следа. Поэтому внедрение, контроль и соблюдение ответственного подхода к управлению системой поставок является первостепенным.

Первым решающим шагом со стороны Организация экономического сотрудничества и развития - OECD при тесном сотрудничестве с экспертами и представителями отрасли стала разработка необходимого в индустрии свода правил. Это прежде всего Руководство OECD по добросовестному подходу к управлению системой поставок в секторе производства одежды и обуви, принятое в 2017 году, которое дает общее понимание необходимости ответственного подхода, чтобы помочь компаниям из разных стран соответствовать изложенным требованиям.

Ключевые аспекты

OECD уже давно не является сторонником только научного подхода: она использует этот инструмент в критические моменты в отношении ключевых аспектов прозрачности и добросовестного сотрудничества между всеми рыночными партнерами и заинтересованными сторонами, а также относительно отслеживаемых и пригодных для использования данных. А недавно организация внедрила процесс оценки участников отрасли на предмет соответствия рекомендациям Руководства OECD в секторе одежды и обуви. Этот процесс является добровольным.

Кроме того, организация, основанная в 1961 году и призванная бороться с детским трудом, социальной несправедливостью и неравным распределением богатства, проблемой беженцев и многими другими, являющимися важными в построении устойчивого бизнеса и для политики в целом, уже может продемонстрировать очевидные результаты. Пилотный проект OECD о важности ответственного подхода в государственных закупках одежды и текстиля помогает покупателям учитывать данный подход, основанный на оценке рисков.

Февральский форум: программа работает!

Пилотный проект, запущенный во время прошедшего форума OECD с 1 по 5 февраля 2021 года, реализуется в рамках Программы ответственного ведения бизнеса и государственных закупок и, как ожидается, продлится до декабря 2021 года.

Ежегодное мероприятие, прошедшее онлайн в этом году, объединило более 600 представителей правительств, компаний, союзов и гражданских обществ для поднятия вопросов по возникающим рискам и обмена мнениями о внедрении принципов экологической ответственности в сферах труда, гражданских прав, окружающей среды и в глобальных цепочках поставки. Бесспорно, это уникальный форум, который менеджер Центра ответственного ведения бизнеса (RBC) Тайлер Гиллард описывает достаточно точно, как «…единственное место, где все могут собраться вместе и обсудить разнообразные связанные с этим вопросы».

Спустя 3 года с момента принятия Руководства заинтересованные стороны собирают все более достоверные данные о том, как реализация Программы развивается и работает, – так считают в OECD. Недавно опубликованное технико-экономическое обоснование предлагает обзор различных стратегий и множество других полезных предложений для простого читателя и тех, кто изучает тему глубоко. Полученные результаты OECD предоставляет в двух форматах:

ITMF и IAF против усталости от аудита

В сценарии сложных поставок одежды и обуви по всему миру, обширных объемов принятой   программы Должной предусмотрительности, аудиты играют важную роль. С другой стороны, возрастающая частота, сложность и объем создают утомление аудитами. Кроме того, ни промышленность, ни розничная торговля не достигли твердого согласия в отношении стандартов, охватывающих всю цепочку поставок на финансовом, производственном, социальном и экологическом уровне. Каждый уровень поставок требует своих стандартов и, следовательно, аудита. На деле это приводит к различным вариациям и множественным толкованиям. Эта тенденция увеличения аудиторской деятельности вызывает «утомление аудитом», что, в свою очередь, может иметь негативное влияние на дальнейшее развитие. Для решения проблемы две международные группы по интересам из швейного и текстильного секторов выдвинули ключевую инициативу: вместе ITMF (Международная федерация производителей текстиля) и IAF (Международная федерация одежды) запустили проект по сближению стандартов. «Цель для SCI будет состоять в том, чтобы служить глобальной отраслевой платформой для обсуждения и разработки стратегии, а также инструментов для скорейшего снижения усталости от аудитов и стандартизации в швейной и текстильной промышленности», - пояснил генеральный секретарь IAF Маттис Крити при открытии совместного проекта в рамках параллельной сессии на февральском форуме OECD.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Для достижения цели обе федерации будут сотрудничать с Международным торговым центром (ITC), чтобы создать прозрачность в ведении дел основных владельцев стандартов по четырем ключевым критериям «Карта стандартов ITC, которая, кстати, доступна каждому, может быть использована для непосредственной проверки примерно 300 отраслевых стандартов на соответствие четырем элементарным критериям», - объясняет генеральный директор текстильной сети ITMF Кристиан Шиндлер. «Мы, естественно, надеемся, что как можно больше брендов и розничных продавцов приведут в соответствие свои внутренние стандарты или аудит с SCI или устранят неуместные критерии», - продолжает д-р Шиндлер, цитируя определение высоты, на которой должен быть установлен огнетушитель в качестве наглядного практического примера.

Все больше и больше транснациональных брендов, а также стартапов (все еще добровольно) принимают вызов. Будут ли местные, ЕС и основанные на ООН нормативные акты и правила задавать темп, изменят ли поведение все более осведомленных и информированных потребителей одежды/моды?

Что такое «зеленый курс»?

В декабре 2019 года BREXIT представил «Зеленую сделку» – новую основную стратегию роста ЕС для перехода экономики в рамках конфедерации к устойчивой экономической модели. Европейский Союз с его 27 государствами-членами после этого поставил глобальную цель: стать к 2050 году первым климатически нейтральным континентом на планете Земля, что должно привести к сохранению чистой окружающей среды, получению более доступной энергии, использованию более экологичного транспорта, созданию новых рабочих мест и общему повышению качества жизни.

Среди элементов амбициозной стратегии - меры по борьбе с изменением климата, лежащие, несомненно, в основе экологической политики Европы, «Чистая энергия», «Здания и ремонт», «Устранение загрязнения», «От грядки до стола», «Устойчивая промышленность и изменчивость», НИОКР.

Существует ряд механизмов финансирования для содействия «зеленому курсу» ЕС на общую сумму более 1 триллиона евро. Инвестиционный план ЕС «Зеленая сделка» позволит провести реформу политики, необходимую для экономического роста и климатической нейтральности ЕС.

Устойчивая промышленность без парниковых газов

В настоящее время на промышленность приходится 20 % выбросов парниковых газов в ЕС. Таким образом, «Зеленая сделка» включает активизацию действий по декарбонизации, начиная от перерабатываемой продукции и заканчивая поставками сырья. В принятом плане действий по экономике замкнутого цикла представлены инициативы по увеличению срока службы продукта, чтобы снизить нагрузку на природные ресурсы. Они включает в себя политику экологически безопасной продукции, которая регулирует повышение возможности повторного использования продукта, возможности ремонта и интеграции переработанного содержимого. Целью принятой Промышленной стратегии ЕС является развитие рынков климатически нейтральной и цикличного типа продукции, а также поощрение перехода к цифровым технологиям в ЕС.

Прежде всего, Европейский закон о климате требует, чтобы вся политика ЕС способствовала достижению цели «Зеленого курса». Как результат - Комиссия ЕС пересматривает все законы, чтобы обеспечить их соответствие целям по сокращению выбросов. В июле 2021 года Комиссия ЕС представила пакет «Fit for 55» для обновления более масштабной цели: в соответствии с этим законодательным пакетом к 2030 году выбросы парниковых газов в ЕС должны быть сокращены на 55 %, а не на предыдущие 40 % – по сравнению с 1990 годом.

Россия готова к сотрудничеству

Хотя Российская Федерация не является членом OECD, она отчитывается перед Комитетом содействия развитию (КСР) Организации экономического сотрудничества и развития о своей так называемой ОПР. «Официальная помощь в целях развития» или «Официальное сотрудничество в целях развития» включает положение финансовых (FC), технических (TC) и кадровых (PC) услуг в рамках официального сотрудничества в целях развития, как это определено Комитетом содействия развитию (DAC).

Россия была первой страной из BRICS (Бразилия, Россия, Индия, Китай и Южная Африка), которая представила данные о своей ОПР в OECD в 2011 году (о показателях ОПР в 2010 году). В 2010 году чистые выплаты по ОПР Российской Федерации составили 472,4 млн долларов США. Согласно имеющемуся в настоящее время отчету Министерства финансов, Россия поддержала глобальные разработки в размере 1,227 миллиардов долларов США. Две трети ОПР нашей страны предоставляется на двусторонней основе, остальная часть - это взносы в основные бюджеты различных подорганизаций Организации Объединенных Наций, Глобального фонда и Всемирного банка. Российская двусторонняя и многосторонняя ОПР основана на положениях и условиях концептуального документа «Участие России в международной помощи в целях развития».

Здоровье является приоритетной областью нашего вклада в работу по развитию на глобальном уровне, особенно в сдерживание роста инфекционных заболеваний, но Российская Федерация также инвестирует в продовольственную безопасность, образование и гуманитарную помощь. Нашими основными странами-партнерами в этом отношении являются члены Содружества Независимых Государств (СНГ), за которыми следуют страны Азиатско-Тихоокеанского региона и страны Африки к югу от Сахары.

Дополнительная информация

OECD результаты OECD по оптимизации цепочки поставок в секторе одежды и обуви доступны в Интернете (на английском и французском языках) – вот самые важные ссылки для наших читателей, которые хотят более подробно изучить тему будущего.

Рекомендации OECD для транснациональных компаний в секторе одежды/обуви: https://mneguidelines.oecd.org/guidelines/

Процесс адаптации OECD:

https://mneguidelines.oecd.org/alignmentassessment-garment-footwear.htm

Исследование гибкости:

https://mneguidelines.oecd.org/OECDfeasibility-study-highlights.pdf

Полный отчет о состоянии:

https://mneguidelines.oecd.org/OECDfeasibility-study.pdf

Карта ITMF / IAF в реальном времени для проверки 300 отраслевых стандартов:

ITC-Standard map

Статья подготовлена  немецким журналистом  Ивонн  ХАЙНЕН-ФУДЕ

БИОТГРАФИЯ АВТОРА 

 Ивонн Хайнен-Фуде в начале своей карьеры   работала редактором и главным редактором   в журнале Trend, а также в технических   изданиях на различных должностях. Таким   образом, она более десяти лет руководила   немецкими специализированными   изданиями   и англоязычным журналом   «Одежда и прачечная», который в 1990 году   объединился с ведущим журналом ГДР   «Одежда + Оборудование».

 Является дипломированным инженером    Текстильной и швейной промышленности,   образование получила в современном   Университете прикладных наук Нижнего   Рейна, Германия. В 1993-2002 годах   благодаря своим профессиональным знаниям   и опыту вошла в совет директоров   Института швейной техники, расположенного   в историческом центре производства  текстильных игл и шерстяного ткачества в   Ахене.

С 1998 по 2019 год она являлась руководителем направления автоматизации и комплексных решений компании Gerber Technology в регионе EMEA (Европа, Ближний Восток и Африка), а также в Юго-Западной Азии, в котором отвечала за маркетинг и коммуникации.

 

Сегодня Ивонн сотрудничает в качестве консультанта в своей собственной компании HEINEN MARKETS + MEDIA NV/SA, поддерживает общественные организации, работает журналистом, а также международным корреспондентом.

Также в номере:

Оглядываясь назад: диалог с Дэвидом Дж. Гербером

Имя Gerber всегда будет ассоциироваться с фундаментальным технологическим прогрессом в текстильной и швейной промышленности, а также в других отраслях. Нашему журналу удалось пригласить на интервью Дэвида Дж. Гербера, сына изобретателя и замечательного предпринимателя. Главным поводом для разговора стали предстоящие процессы трансформации в соответствии с потребностями рынка. 
Читать далее »

Автоматизация раскройного цеха от ИНТЕРМИКРО

Один из самых важных участков текстильного производства - это раскройный участок, на котором закладывается как качество готовых изделий, так и общая производительность. Компания ИНТЕРМИКРО специализируется на автоматизации раскройного цеха и установила в 2021 году 15 современных автоматических комплексов. О них расскажем подробнее в этой статье. 
Читать далее »

Konica Minolta: честный и ответственный подход к печати

Экологичность и цифровизация - широко распространенные маркетинговые тенденции, с помощью которых многие компании обманчиво используют такие модные слова и понятия как «зеленое», «устойчивое», «ответственное», «безопасное» или «экологичное» для привлечения клиентов. Это может ввести в заблуждение покупателей по всей цепочке поставок, желающих получить действительно экологически чистые продукты текстильного и швейного производств.  
Читать далее »