В Эрмитаже проходят выставки, посвященные Рафаэлю

13 января 2021 года

В Эрмитаже проходят выставки, посвященные Рафаэлю

В продолжение выставки «Линия Рафаэля» 22 декабря в Эрмитаже открылась выставка «Искусство фоторепродукции второй половины XIX века. Фотографии работ Рафаэля в собрании Государственного Эрмитажа».

Отмечая 500-летие со дня смерти Рафаэля Санти, Эрмитаж завершает этот год выставками, посвященными великому итальянскому мастеру. На протяжении пяти столетий художники совершенно разных направлений соотносили свое творчество с наследием Рафаэля. Неудивительно, что именно его работы с гармоничной композицией были востребованы для воспроизведения – сначала в гравюре, а впоследствии в фоторепродукции.

Развитие фотографии сделало произведения Рафаэля еще более узнаваемыми и тиражируемыми. Копии и репродукции его работ украшали не только жилые покои дворцов и особняков, но и дома простых людей.

Новая выставка отдела истории русской культуры Эрмитажа рассказывает об искусстве фоторепродукции и продолжает серию выставок, посвященных истории ранней фотографии. Посетителям предлагается проследить развитие репродукционного жанра на примере отпечатков, выполненных с произведений Рафаэля во второй половине XIX века европейскими фотографами.

По словам куратора выставки, научного сотрудника отдела истории русской культуры Эрмитажа, Ирины Терентьевой, музей впервые устраивает выставку именно фоторепродукции, то есть, фотографии предметов искусства." Еще в 20 веке такие вещи воспринимались как вспомогательный материал, который просто помогает ученым в их исследовательских работах, и не воспринимались как самостоятельный вид искусства. Но в последнее время, не секрет, что фотография стремительно развивается, и старая фотография сегодня особенно интересна и актуальна. Выставка фоторепродукции возникла параллельно с проходящей сейчас выставкой «Линия Рафаэля» и дает возможность взглянуть на работы великого художника глазами зрителя XIX века."

Более 40 фотографий, представленных впервые, позволяют проанализировать качество разных техник печати, узнать, с какими трудностями (помимо технических) сталкивались фотографы того времени.

«Например, и сейчас непросто получить разрешение фотографу на фотосъемку в музее, - заметила Ирина Терентьева, - а в 19 веке было еще сложней, поскольку это было что-то новое, неизвестное, и администрации музеев очень опасались пускать в залы фотографов «со всеми их растворами», фотоаппаратами, боясь за сохранность экспонатов».

С момента изобретения фотографии воспроизведение предметов искусства рассматривалось как одно из основных областей ее применения. Репродукционная съемка считалась одним их самых сложных направлений светописи, и хорошие фоторепродукции ценили и нередко коллекционировали наравне с произведениями живописи и графики. Представленные на экспозиции образцы фотоальбомов рассказывают об этом популярном увлечении в обществе второй половины XIX века.

В состав выставки включены фотографии знаменитых работ Рафаэля из коллекции императрицы Марии Александровны, графов Строгановых, князей Юсуповых, герцога М.Г. Мекленбург-Стрелицкого, государственного и общественного деятеля П. Семенова- Тянь-Шаньского.

Фотоотпечатки с произведений Рафаэля становились дипломатическими подношениями: на выставке демонстрируются фотографии фресок Рафаэля на вилле Фарнезина, которые были поднесены римским фотографом Довициели императору Александру II..

Кроме того, зрители смогут увидеть и самый ранний отпечаток экспозиции, который поступил в музей в 1852 году, в год постройки здания Нового Эрмитажа.

Появление в середине 1850-х годов недорогих отпечатков визитного формата сделало фотографию доступной для всех слоев населения. Чрезвычайно популярными были визитки с воспроизведением предметов искусства: их покупали во время путешествий, помещали в специальные альбомы и сопровождали подписями. Не имея иногда технической возможности снять оригинальные произведения Рафаэля, фотографы и издатели шли на уловки, выпуская в продажу отпечатки с гравированных воспроизведений живописи. На выставке можно увидеть фотографии, выполненные как с картин Рафаэля, так и с гравюр по ним.

Развитию репродукционного жанра во многом способствовала зародившаяся в начале XIX века идея доступности музейных сокровищ для широкой публики. Фотографии художественных произведений имели спрос не только среди туристов, исследователи и любители искусства также активно использовали их в своей работе. Благодаря выпуску фоторепродукций стало возможным изучать тот или иной памятник, не выходя из дома. Наибольший размах фотографирование предметов искусства приобрело в Италии. Используя каталоги, которые регулярно выпускали крупные фотоиздательства (“FratelliAlinari”, “GiacomoBrogi”, “FotograficoPietroPoppi”), можно было заказать необходимые для исследовательской работы фоторепродукции. Это давало возможность сравнивать произведения из разных художественных собраний. Особенно полезны были фотографии с фрагментами картин, так как позволяли рассмотреть подробно те детали, которые были незаметны в реальности. Отпечатки итальянских фотоиздательств широко представлены в Эрмитаже. В основном это массовый материал, который рассчитан на широкий круг покупателей, но он позволяет узнать любимые и часто воспроизводимые в XIX веке произведения Рафаэля, такие как «Видение Иезекииля», «Мадонна со щеглом», «Преображение».

Одним из лидеров по выпуску фоторепродукций стал французский фотограф Адольф Браун. Стремясь обеспечить коммерческий успех своему делу, Браун задумался над проблемой получения стойких, не склонных к выцветанию отпечатков. Свой выбор он остановил на карбоновой печати. Путем долгих экспериментов Брауну удалось добиться превосходных результатов в передаче оттенков, не прибегая к последующей ретуши негатива и отпечатка. Убедиться в качестве печати можно, взглянув на фотографии рисунков Рафаэля – удивительной красоты исполнения и великолепной сохранности.

На выставке целый зал представлен работами Адольфа Брауна, для которого делом его жизни стал проект по фотографированию самых крупных музейных коллекций Европы, который он осуществил в 1860–1890-х годах. Браун не только хотел выпускать отпечатки хорошего качества, но и таким образом открыть искусство для широкого круга людей. На работах Адольфа Брауна учились студенты Академий художеств и Школ искусств, их закупали библиотеки, они продавались в книжных магазинах. Их можно было заказывать по каталогу.

На выставке представлены фоторепродукции картин Рафаэля знаменитых собраний Прадо, Палаццо Питти, музея Виктории и Альберта. Одним из первых он сфотографировал фрески Рафаэля в Ватикане – полученные снимки стали своего рода сенсацией. Глазам зрителей открылось множество деталей, которые не были видны в тусклом освещении залов.

В 1882 и 1889 годах фотографы ателье Брауна работали и в Императорском Эрмитаже, где были отсняты все работы Рафаэля, в том числе и «Мадонна Альба» (сейчас в коллекции Национальной галереи искусства в Вашингтоне).

В состав экспозиции также включены фотографии и оригинальные негативы первого фотографа Императорского Эрмитажа Федора Львовича Николаевского. Его снимки показывают не только вид музейных интерьеров, но и находящиеся в тот момент экспонаты в залах.

Посетители выставки смогут увидеть, как были представлены произведения Рафаэля и других итальянских художников в Эрмитаже на рубеже XIX-XX веков. Выставка продлится до 28 марта

Новости партнеров

Текстиль и Технологии восстановили поставки фетра для каландров Монти Антонио в полном объеме.
В середине 2023 года возникли логистические сложности с поставками оригинальных запчастей для печатного оборудования итальянского производства. Практически все трудности были оперативно решены с помощью параллельного импорта через ряд южных стран, но с поставками фетров для каландровых термопрессов ситуация оказалась сложнее. Фетр занимает определенный объем, его нельзя складывать или ставить на него другие грузы. Наиболее очевидный вариант – закупать фетры в Китае не устроил владельцев итальянского оборудования. К китайским фетрам слишком много вопросов по качеству их изготовления. 
Компания «Смарт-Т» установила первый в России текстильный принтер GongZheng Apsaras G2
На производственном предприятии «Геральдика» из Санкт-Петербурга инженером компании «Смарт-Т» выполнена первая в России инсталляция новейшего текстильного сублимационного принтера GongZheng Apsaras G2. На нем будут печатать флаги и гербы, создавать корпоративную атрибутику и текстильные сувениры. Изделия имеют спрос среди государственных организаций и предприятий промышленности, образовательных учреждений, отелей и санаториев, организаторов event-мероприятий. Кроме того, «Геральдика» официально поставляет продукцию для ФК «Зенит».