Этот материал вышел в № 07 за 2018 год
Пролистать PDF

Нынешний форум собрал рекордное количество гостей: участие в дискуссиях, круглых столах, экспертных группах, выставках и пленарном заседании приняли свыше 800 человек – руководители предприятий и отраслевых объединений, аналитики и эксперты, представители финансовых и банковских структур, розничных компаний, представители власти. Это имело и оборотную сторону – на круглых столах, которые проходили на площадке Ивановского государственного политехнического университета, «яблоку негде было упасть». А точнее, порой не было не только сидячих, но и стоячих мест. К тому же было душновато.

 

Время работать на экспорт

Форум для многих представителей отрасли является источником обобщенной информации о текущем состоянии дел, а также о ключевых направлениях государственной политики. Этим аспектам было посвящено пленарное заседание «Конкурентоспособность российской легкой промышленности». Открывая его, Виктор Евтухов подвел предварительные итоги работы отрасли в завершающемся году и обозначил планы на перспективу. «Все последние годы отрасль демонстрирует устойчивый рост, в первую очередь, благодаря вашей инициативе и работе. По итогам 10 месяцев мы можем прогнозировать, что к концу года рост производства в отрасли составит более 4 %», - отметил он.

К успехам легпрома замминистра отнес активное развитие сферы высоких технологий. Так, Россия на 100 % обеспечена спецодеждой и геотекстилем отечественного производства. Разработаны и внедрены шумопоглощающие материалы для автопрома и авиации.

Говоря о перспективах развития, Виктор Евтухов подчеркнул, что одно из важнейших направлений – это работа на экспорт. По легпрому к 2024 году нужно выйти на цифру 2,3 млрд долларов, притом что ожидаемый результат 2018 года - 1,4 млрд рублей (рост экспорта за год составит около 8 %).

«Надо выходить за рубеж, формируя спрос как на товары под отдельными брендами, так и под зонтичным брендом «сделано в России». Мы должны приучить зарубежных потребителей к тому, что наши товары качественные, безопасные и, конечно, модные, - сказал Виктор Евтухов. - В этом плане мы будем помогать производителям. Уже разрабатываются новые инструменты поддержки. Уверен, что помимо субсидий, нужны и регуляционные меры  – защита внутреннего рынка, запреты на ввоз тех или иных товаров, лицензирование, сертификация».

Что касается мер поддержки, хорошо показало себя льготное кредитование Фонда развития промышленности. Благодаря этой программе в 2018 году в сфере легпрома начата реализация 12 проектов на общую сумму 2,5 млрд рублей. Всего же с 2015 года поддержка отрасли превысила 4 млрд рублей  по 18 проектам с общим объемом инвестиций 9 млрд рублей.

С точки зрения выхода на экспорт эффективно участие российских предприятий в международных выставках. «Мы поддерживали участие в крупных международных проектах производителей сегментов outdoor (товары для активного отдыха), СИЗ, кожевников. Организовывали бизнес-миссии в Италию, Корею, Турцию, - отметил Виктор Евтухов. – И будем продолжать  эту работу вместе с Российским экспортным центром».

Интересные проекты организуются и в России. Так, на территории спортивно-туристического комплекса «Шерегеш» в Кемеровской области недавно прошла экспортная сессия сегмента outdoor, в которой приняли участие более 20 российских компаний. По итогам мероприятия губернатор Кемеровской области дал поручение открыть на сибирском курорте магазин российских брендов.

А в Санкт-Петербурге был организован Международный форум моды с участием союза байеров и представителей крупнейших мировых брендов.

«Еще одно направление нашей работы – это переговоры с иностранными брендами о возможности производства их продукции в России. Так, в России свои коллекции уже отшивает фирма Zara, товары собственных марок заказывают здесь сети гипермаркетов «Ашан» и «Метро», - рассказал Виктор Евтухов. - Конечно, это не продвижение наших брендов за границей. Но для иностранного потребителя это сигнал, что в России могут делать качественные вещи. А кроме того, наши производители тем самым могут накопить компетенции для работы на экспорт», - подчеркнул Виктор Евтухов.

Тему господдержки предприятий легпрома продолжил губернатор Ивановской области Станислав Воскресенский. Губернатор рассказал участникам форума об изменениях в регионе за год, в том числе о создании ТОСЭР «Наволоки», которая ждет резидентов. Он также остановился на вопросах образования, подчеркнув, что Россия во многом отстала, это нужно признать и начать учиться у других.

На базе ИГПУ будет создан центр компетенций в текстильной промышленности. Уже подобраны партнеры в Италии, но будет изучен и опыт других стран с развитыми технологиями.

Одним из самых ожидаемых спикеров форума стал основоположник системы проектного управления, партнер института PEMANDU Associates Кристофер Тан Датук. Именно его исследования лежат в основе роста экономики Малайзии, ВВП которой за последние годы возрос на 50 %. Кристофер Тан Датук дал ряд советов применительно к России. Один из них – опираться, прежде всего, на людской капитал.

 

Сотрудничество в рамках ЕАЭС

В рамках форума прошел целый ряд мероприятий. Заседание экспертной группы «Легкая промышленность ЕАЭС. Расширяя горизонты сотрудничества» провел заместитель директора Департамента промышленной политики Евразийской экономической комиссии Тигран Арутюнян. Открывая заседание, он отметил, что легпром традиционно занимает важное место в экономике государств - членов Союза.

«Мы считаем важным поддерживать рост деловой активности отечественной легкой промышленности, стимулировать появление новых успешных производств», - подчеркнул Тигран Арутюнян.

Эксперты остановились на том, как сделать сотрудничество со странами Евразийского экономического союза действительно выгодным.

Людмила Дмитриева, зампред правительства Ивановской области, подчеркнула важность кооперации и перспективность создания совместных предприятий со странами Союза и предложила организовывать совместные стенды со странами  Союза на зарубежных выставках.

Гендиректор Российского Союза кожевников и обувщиков Александра Андрунакиевич высказалась за синхронизацию ограничений в странах Союза. Так, например, запрет на вывоз кожевенного полуфабриката из России не работает, так как в Беларуси и Казахстане эти ограничения не введены. И добиться каких-либо совместных решений практически невозможно. Этот алгоритм необходимо продумать.

 

Сделано в России

Круглый стол «Как «Made in Russia» завоевывает потребителя» также стал площадкой для интересной дискуссии. Соучредитель и генеральный директор Fashion Consulting Group Анна Лебсак-Клейманс отметила, что, по данным опросов, россияне стали гораздо больше доверять отечественной продукции. В сегменте продуктов питания эта цифра превышает 90 %, но и 46 % в сегменте одежды – это тоже очень неплохой показатель. Наиболее активно развиваются предприятия четырех крупных ниш – технологичный текстиль, сегмент outdoor, интернет-проекты и авторские марки.

Президент Международной ассоциации байеров Георгий Ростовщиков также отметил, что мир уже с гораздо большим интересом, чем раньше, принимает российские марки. Чего пока не хватает российским предпринимателям - это умения работать в соответствии с графиком планирования байеров. «Мы сейчас уже отобрали то, что поступит в ведущие мировые сети следующей зимой. А некоторые российские предприятия только приступили к изготовлению зимних коллекций этого года», - отметил он.

В России появляется все больше историй успеха. К примеру, рисунки SOLSTUDIO TEXTILE DESIGN (на форуме присутствовала основатель компании Александра Калошина) входят в европейские каталоги, отражающие тренды печати по ткани. Недавно компания открыла новую фабрику цифровой печати по ткани в технопарке «Калибр» в Москве, где есть возможность печати практически на всех видах натуральных основ. Цифровая печать как нельзя больше соответствует тенденциям ускорения моды, и пример Александры Калошиной это доказывает.

Показателен и пример ООО «Трикотажная Фабрика» (Ярославль). Как рассказал генеральный директор фабрики Евгений Крейцберг, предприятие практически полностью обеспечивает российский рынок термобелья, отшивая продукцию для различных марок. В этом году будет выпущен 1 млн изделий.

«Пока я не вижу смысла производить продукцию для Европы, - отметил Евгений Крейцберг. - Во-первых, они нас боятся. А во-вторых, мы не успеваем сделать то, что требуется на внутреннем рынке».

 

Контрафакт не побежден

В рамках круглого стола «О противодействии незаконному обороту и фальсифицированной продукции в легкой и текстильной промышленности» обсуждались методы борьбы контрафактом. Было отмечено, что пока в России велика не только доля контрафакта, но и доля поддельных сертификатов (проверки показывают, что без проведения исследований выдается около 80 % документов). Сейчас в стране идет «чистка» таких «бумажных» лабораторий, но уже выданные документы никто не отзывает.

Одним из шагов к прозрачности рынка государство видит маркировку (по аналогии с чипированием меховых изделий). Пока идут обсуждения, как сделать ее более эффективной и относительно недорогой для производителей. Евгений Средняков, директор проекта Shping предложил предпринимателям уже сейчас подумать, как превратить бирку маркировки в инструмент маркетинга, распространяя с ее помощью таргетированную рекламу, проводя акции, розыгрыши призов и другие мероприятия по повышению лояльности клиентов.

Уже несколько лет в России работает межведомственная комиссия по борьбе с контрафактом. И определенные успехи были достигнуты, но только до оформления Таможенного союза. После этого контрафакт хлынул уже с территорий сопредельных государств. «За время работы комиссии количество подделок нашей продукции выросло примерно в пять раз, - говорит генеральный директор ООО «Баск» Владимир Богданов. – Китайцам все равно, что подделывать. Были популярны европейские бренды – подделывали их. Стала пользоваться спросом наша продукция, и мы удостоились их внимания. Мы выиграли два суда, доказав наличие контрафакта. Деньги, которые нам должны были выплатить по решению судов, не сравнятся с многомиллионной недополученной прибылью. Да и тех мы не получили. Но для нас важно было само признание факта подделок».

Татьяна Иванова, гендиректор ТМ STAYER (это тоже сегмент outdoor) отметила, что мощным каналом сбыта для контрафактной продукции является онлайн-торговля. Так труднее найти недобросовестного продавца.

Эксперты предположили, что в ближайшее время могут появиться новые пилотные проекты по проверке подлинности товара, мобильные приложения.

Особняком стоит проблема контрафактных средств индивидуальной защиты (СИЗ). В этой сфере, по мнению советника 3М Россия и СНГ Марии Спельниковой, в покупке контрафакта может быть заинтересован сам клиент. Ведь товар покупается не для себя, а для большого числа сотрудников. И доказать в дальнейшем, что несчастный случай был вызван некачественной спецодеждой, бывает очень трудно. И здесь необходим государственный контроль.

Впрочем, как подчеркнула Александра Андрунакиевич, контролировать нужно так, чтобы не навредить производителям – ни большим, ни малым.

 

Словом, работа форума получилась более чем насыщенной. И хотя организация не обошлась без накладок, Виктор Евтухов высказался за то, чтобы заранее начать подготовку к следующему мероприятию. «Думаю, мы организуем «горячую линию» и соберем предложения, - отметил он. – Надеюсь, на следующем форуме побывает и Председатель правительства РФ Дмитрий Медведев. В этом году ему не позволила приехать занятость».

 

Также в номере:

Сергей Сиренко: «Сейчас – время возможностей»

О сложностях в экономике в последнее время не говорил только ленивый. Но и на этом фоне многие российские предприятия развиваются, движутся вперед, осваивают новые рубежи. В их числе – челябинские компании «Фабрика шнуров» и ООО «Текстильные машины Сиренко». Наш разговор с генеральным директором и учредителем этих компаний Сергеем Сиренко – об итогах года, планах и ситуации в отрасли в целом.
Читать далее »

«С оборудованием Zünd мы на шаг впереди»

Компания «ОктоПринт Сервис», официальный представитель Zünd Systemtechnik AG, инсталлировала цифровую режущую систему Zünd G3 XL-3200 на производстве «Постер-Принт» (Санкт-Петербург). Это первый, установленный в России режущий плоттер, имеющий две балки для максимальной производительности. Как это отразилось на успехах компании, мы задали несколько вопросов генеральному директору компании «Постер Принт» – Полине Гебгарт, техническому директору Александру Коробейникову и коммерческому директору Наталье Лебедевой. 
Читать далее »