Этот материал вышел в № 06 за 2020 год
Пролистать PDF

20 ноября в Санкт-Петербурге открылась выставка  известного шляпника Филипа Трейси — такой подарок петербуржцам сделал музей современного искусства «Эрарта» в честь своего десятилетия. Предыдущая экспозиция, представленная здесь пять лет назад,  произвела фурор, она стала самой популярной за всю историю музея.

 

На пресс-конференции маэстро заметил, что не ожидал, что людям так понравятся его работы. «Но шляпа, в первую очередь, связана с красотой и элегантностью. Точно также и петербуржцы живут среди красоты, они окружены зданиями, украшенными разнообразными архитектурными элементами - шляпами своего рода».

Он подчеркнул, что интерес к гламуру и красоте не имеет национальности. И, конечно, русские люди понимают и ценят гламур. Кроме того, шляпу не обязательно носить, можно просто смотреть на нее как на произведение искусства.

Филип Трейси был польщен званием Маэстро, которым его наградили в названии выставки. «Дизайнеры шляпы немножко миссионеры. Мне представилась неоценимая возможность влиять на вкусы людей в 21 веке».

Несмотря на трудности с выездом из-за пандемии, ему все-таки удалось приехать в Санкт-Петербург. Для него важно самому построить экспозицию выставки, почувствовать атмосферу. Каждую шляпу мастер сам крепил на манекене.

«Считаю, именно сейчас людям больше всего нужна радость, эстетическое наслаждение. Если мы заглянем в историю, то увидим, что шляпы пользовались популярностью во время  Второй мировой войны. Хоть небольшая, но это была возможность самовыражения. Нам всем сейчас также нужны любые формы развлечения. Для меня шляпа — символ позитива».

Об этом также свидетельствуют и названия его головных уборов: «Зеленая шляпа от кутюр из перьев», «Металлическая планета», «Росчерк кисти Лихтенштейна». «Полумесяц», «Мадонна», «Корабль», «Плящущие шляпки Энди Уорхола», «Дымовая труба», «Гондола», «Раковина», «Храм», «Голова жука», «Крылья вальдшнепа», «Радужный диск», «Гарбо» и другие.  

Рассматривая художественные объекты дизайнера, убеждаешься, что шляпой может быть все, что угодно, и носить ее можно как угодно и где угодно. В том числе, как колье и как брошь. 

По словам Филиппа Трейси, шляпа всегда основывается на какой-то идее, она несет за собой целый поток ассоциаций.

Так, любимая шляпа «Корабль», над которой он достаточно долго работал (что называется, вложил душу) — поэтический символ того, чем может быть головной убор. Он не мог подумать, что кто-то захочет носить на голове парусник, но Майкл Джексон собирался эту шляпу купить. Сейчас многие хотят иметь её аналог, и он мог бы делать их каждую неделю, но ему нравится создавать что-то новое, удивлять и окружающих, и себя.

Филипп Трейси делает шляпы как для звезд, так и для различных семейных торжеств.

На вопрос модератора пресс-конференции, директора по внешним связям музея Екатерины Атоян-Милюковой, какой он видит шляпу «Эрарты» к 10-летнему юбилею, мастер скромно заметил, что каждый архитектурный элемент городских зданий завершают шпили, купола, и он не хотел бы соревноваться с великими зодчими прошлого. Эстетика - очень важная составляющая русской души.

На выставке представлено 46 моделей головных уборов. Что их объединяет?

По словам Филипа Трейси, шляпа относится к провокационным аксессуарам, является визуальным намеком на что-то. Она всегда заставляла человека думать. Об одной и той же шляпе можно сказать, что она красивая, смешная или дурацкая. Шляпы несут разные ассоциации, поэтому у каждой из них свой дизайн.

Какую из этих шляп он готов носить сам?

«Откровенно говоря, я надевал все, делая примерки. Технические вопросы я решаю на своей голове, поэтому можно сказать, что я тот человек, который носил их первым».

В этот раз на выставке представлено много шляп с высокими перьями. Перья интересовали шляпника всегда. Он родом из простой ирландской семьи, где в хозяйстве было много разных птиц. По мнению Филипа Трейси, перья - совершенство природы, технически безупречный материал. Они придают невесомость конструкции. «Если посмотреть, как устроено перо, как соединяются отдельные волокна, как они держатся, мягко соприкасаются и в то же  время защищают — это просто потрясающе».

Он также работает с разными современными материалами. Его интересует футуризм. Гонки, автомобили, их блестящие отражающие поверхности - все это его восхищает. И на сегодняшний день в коллекции дизайнера уже есть велосипедный шлем розового цвета, который был создан для клипа Леди Гага.

«Сама суть шляпы состоит в том, как она заставляет человека себя чувствовать — говорит Филип Трейси. — Если у вас на голове надето что-то красивое, вы стараетесь этому соответствовать. Шляпы рождают разные эмоции».

На его взгляд, будущее моды нам неизвестно. Но голова у нас будет всегда. А значит, люди будут носить головные уборы.

Дизайнер считает, что ее величество Елизавета II практически сохранила шляпу, и позволяет ей жить в воображении людей по всему миру до сих пор.

На всей протяжённости существования человечества у него была склонность украшать себя. Когда сейчас говорят о том, что шляпы не носят и не будут носить, шляпник советует: оглянитесь вокруг. «Вы просто окружены шляпами. Ведь даже мотоциклетный шлем - тоже своеобразная шляпка». То есть, головные уборы могут быть разного рода. У них утилитарное значение, но они тоже вызывают эмоции.

«Шляпа как антидепрессант — это очень тонкая эмоция, ощущение человека, на котором надето что-то, что делает его счастливым. Человек, выбравший какие-то фантастические аксессуары, не обязан это объяснять, просто потому, что они делают его счастливым. Это расширение вашей личности в каком-то смысле. Важно, что этот дар только для вас».

Для него признак хорошего дизайнера — исключительное техническое мастерство. «Шляпу делать сложно, и в то же время она должна выглядеть так, как будто ее сделать было очень легко. Но это иллюзия. Очень большие усилия уходят как раз на то, чтобы заставить шляпу выглядеть непринужденно».

В свой последний приезд он побывал на показе Вячеслава Зайцева, который произвел на него неизгладимое впечатление.

«Это было не похоже ни на что, что я видел до этого. Было очень интересно смотреть на коллекцию, которая отражала индивидуальность ее создателя. Я также побывал в архиве мастера и восхитился его старыми работами 20-30 летней давности. Все, что я увидел, было очень русское по сути (кстати, он делал красивые шляпы). Сейчас в любой стране мира все сводится к одному знаменателю. Становится очень похожим. Поэтому я люблю, когда у дизайнера индивидуальный подход. И в этом как раз есть смысл в его работе. По одежде дизайнеров прошлого века можно было моментально понять, кто есть кто. Сейчас такого нет. Есть просто одежда».

 Маэстро любит, когда на его выставку приходят дети. Ему нравится их отношение к шляпам. «Дети прямолинейны, порой говорят что-то поразительное, но никогда не задаются вопросом - куда вообще можно такое надеть? Это как раз те люди, которым в будущем придется носить шляпы».

Выставка в музее «Эрарта» продлится до середины марта. 

Людмила Трофимова

Также в номере:

Игорь Ким: «Думать о людях, а не о своем кармане»

2020 год был непростым для многих компаний, имеющих отношение к легкой промышленности. Однако, любой кризис – это не только потери, но и возможности. Именно с этой точки зрения подошел к жизни в условиях пандемии коронавируса руководитель компании SportTex Игорь Ким. За прошедшие месяцы компания заметно упрочила свое положение на рынке оборудования и даже оказалась в числе лидеров по ряду позиций. Об итогах года и планах – наш разговор.  
Читать далее »

Владимир Богданов: "Три важных шага вперед"

Компания BASK – известный российский производитель – не только выпускает сверхтеплую одежду, снаряжение для путешествий, аксессуары, но и продолжает вести научные разработки, совершенствует технологии производства. О нескольких важных новшествах мы поговорили с соучредителем компании Владимиром Богдановым.
Читать далее »

Будущее начинается сегодня

На фоне пандемии, локдауна и закономерного снижения спроса на одежду в 2020 году еще больше выросло значение сегмента специальной одежды и СИЗ. Перспективы развития этого сегмента обсуждали на Межрегиональном отраслевом форуме «Спецодежда», который проходил в Иванове в конце ноября. 
Читать далее »