Этот материал вышел в № 03 за 2022 год
Пролистать PDF
 
Вместо H&M и Zara: как российские магазины занимают площади ТЦ
Накануне, 18 июля, шведский ретейлер Н&M объявил об окончательном уходе из России и распродаже остатков товаров в своих офлайн-магазинах. Потенциально занять его места (как и других уходящих игроков рынка) в петербургских торговых центрах могут не только индийские, турецкие и арабские сети, но и российские бренды одежды.
 
Магазины отечественных дизайнеров Slava, размещенные на свободных площадях нескольких ТЦ, уже отметили рост спроса на свою продукцию на 30-40% по итогам мая-июня, сообщили организаторы. В других ТЦ в центре города также растут площади, отданные представителям российским легкой промышленности, выяснил РБК Петербург.
 
«Йармарка» и Slava
 
С начала марта российские дизайнеры, прежде всего одежды, а также товаров для дома, разрабатывали тактику занятия ниш на освобождающемся многомиллиардном рынке. «Одежду сейчас в России шьют многие (можно заметить, что приличную) и показывают неплохой дизайн, — комментирует Галина Лиханова, представитель петербургской компании Victoria Stenova Home. — Другое дело, что глобальные компании — это глобальные закупки, которые влияют на цену изделий. У международного бренда может быть один завод на все страны. Товар для бренда, работающего на одну страну, будет стоить дороже. Нам понадобится несколько лет, чтобы заместить ушедшие бренды в заметной степени».
В июне в Петербурге широко обсуждалась новость об открытии площадки дизайнерской продукции Slava в ТЦ «Невский центр». Это 400 кв. м. торговой площади на минус первом этаже торгового центра, где представлены изделия около 50 российских дизайнеров. Slava представляет собой торговое пространство, где одежда вывешена «единым пулом», то есть одну стойку делят несколько брендов. Чтобы узнать, каких именно, нужно читать этикетки, названия брендов отмечены только там.
Средняя цена изделия — около 20 тыс. рублей (есть вещи по 15-16 тыс., есть и дороже 30 тыс. рублей). Более половины пространства занимают изделия дизайнеров интерьера, производителей косметики и украшений для дома: вазы, керамика, текстиль, ароматические свечи и т.д.
 
Организатор пространства — президент Magic Group и эксперт Российского совета торговых центров Александр Перемятов. Он известен тем, что начинал бизнес с импорта массажных кресел и осваивал этот рынок с помощью невостребованных пространств в ТК. Затем он перешел к проекту «Йармарка» в формате pop-upstore (временный магазин) в торговых центрах, где начал собирать изделия российских дизайнеров. Сейчас проект переименован в Slava–и площадка в «Невском центре» стала пятой Slava в российских ТЦ.
Ушли из «Галереи» — пришли в «Пассаж»
 
«Первые проекты «Йармарка» и Slava мы начали открывать еще в 2015 году в формате pop-up (это были временные концепции), — рассказывает Александр Перемятов. — Все изменила пандемия — на фоне оттока арендаторов ТЦ стали обращаться к нам с просьбой открывать универмаги на постоянной основе. В Петербурге мы сначала открылись в «Галерее», но опыт был неудачным — главным образом, из-за разногласий с собственником на фоне вынужденного закрытия ТЦ. После этого мы открылись в торговом центре «Пассаж» и не пожалели о своем выборе. Открытие состоялось в августе 2021 года. Мы заняли там площадь около 700 кв. м».
 
На момент открытия на территории «Пассажа» в Slava были представлены российские бренды Martynini, Noel Concept, DressRoom, Ruxara, Stella di Mari, SHA, Konwa, Be first и другие (всего 35 брендов). Сегодня в Slava есть продукция порядка 60 российских дизайнеров, отмечают владельцы магазина. В «Пассаже» добавляют, что торговая площадь проекта осталась прежней, но в ассортимент добавили товары для дома. Средний чек в магазине Slava «Пассажа» составляет 7-15 тыс. рублей.
 
«Главная новость для нас — продажи выросли на 30-40% по сравнению с началом года, что существенно, — продолжает Александр Перемятов. — Ассортимент изменился на 40% — его постепенно «настраивали» на вкусы аудитории — но основное влияние сейчас оказывает отток международных брендов».
 
Также важный фактор, влияющий на спрос — приток внутренних туристов в Санкт-Петербург. Турпоток стимулирует покупки в ТЦ в центральных локациях. Внутренний туризм и дальше будет стимулировать покупки товаров российских брендов в крупных российских городах, считает организатор Slava. Он планирует открытие в течение двух лет около 20 новых универмагов на территории РФ, в первую очередь рассматривая Москву и Санкт-Петербург.
 
Заместить Zara Home
 
Галина Лиханова, руководитель направления «Товары для дома» компании Victoria Stenova Home (один из участников магазина Slava в Петербурге), говорит, что в проекте примерно половина участников — дизайнеры товаров для дома, и это перспективное для российских производителей направление. «Мы работаем с 2018 года, — рассказывает Галина Лиханова. — Дизайн товаров для дома — обоев, пледов, покрывал, и пр., разрабатывается в Петербурге, а производство продукции идет по всей стране: обои производим, например, в Пензе, часы — в Новосибирске».
Галина Лиханова рассказывает, что производство в случае ее компании не существенно зависит от западных импортных составляющих — за исключением отдушки для интерьерных ароматизаторов, которые поступают от европейских производителей. Для часов механизмы покупаются, например, на Тайване, махровые полотенца — в Узбекистане. «В товарах для дома у нас 5 групп и около 200 видов продукции, матрица расширяется. Товарная категория — средний плюс. Хотим заменить Zara Home на российском рынке — и посчитали, что нам для этого понадобится около 5 лет», — утверждает Галина Лиханова.
 
Отвечая на вопрос, собирается ли бренд занимать все освободившиеся торговые площади Zara Home в России, Лиханова говорит: «Это наши амбициозные планы. В первую очередь по ассортименту и по локации будем замещать ушедшие бренды в Москве и Петербурге, а в других регионах — в зависимости от рынка».
 
Медленное наступление
 
Российский дизайн одежды постепенно наступает на площади торговых центров, говорят игроки рынка. В том же «Невском центре», отдельно от Slava, в своих бутиках продаются изделия других российских брендов: Brusnika, Vassa&Co, Alexander Bogdanov, Ianis Chamalidy и др.
 
В ТРЦ «Галерея», где не прижился проект Александра Перемятова, за последние несколько месяцев открылся целый ряд новых магазинов российских дизайнеров, в том числе, магазин нижнего белья The poby, женской одежды YOU WANNA, магазины emka, first in space и другие. В торговом центре фиксируют рост спроса на изделия российских дизайнеров. «Есть явная тенденция увеличения торговых площадей, занятых российскими брендами, и их будет еще больше, тренд прослеживается», — прогнозируют в «Галерее». Российские бренды занимают в ТРЦ уже около 8-10 тыс. кв. м (всего в «Галерее» около 187 тыс. кв. м — ред.), сообщили в торговом центре в ответ на запрос РБК Петербург.
 
Отметим, что в других ТРК Петербурга ситуация складывается не столь позитивно — во многих торговых центрах, например, вслед за уходом знаковых «тысячников» (занимавших по 1,5 — 2 тыс. кв м) уходят те российские бренды, которые зарабатывали на трафике «старших братьев». Участники рынка рассказывают, что активной торговли рядом с большими закрытыми магазинами, витрины которых заклеены лентой, не получается. Это особенно касается больших ТЦ в новых районах Петербурга, где нет туристического трафика.

Также в номере:

Елена Санжеева «Мне всегда было интересно работать с качественными изделиями»

Компания «БТК Групп» в особом представлении не нуждается. Это крупнейший производственный комплекс в легкой промышленности России, специализирующийся на самой разнообразной продукции. В портфеле компании - профессиональная форменная и специальная одежда, повседневная, одежда для активного отдыха и многое другое. О рыночной ситуации в целом, о текущих трендах на рынке СИЗ, инновационных изделиях бренда TRUD компании «БТК Групп» мы поговорили с советником генерального директора АО «Промышленные активы» Еленой Санжеевой, которая на протяжении многих лет занимается производством профессиональной и других видов одежды и является экспертом в технологиях ее создания. 
Читать далее »

РОССПОРТ: кто, если не мы?

Почти каждое российское швейное предприятие, работающее в спортивном сегменте, и в первую очередь для профессионального спорта, имеет свою специализацию. Но какой бы ни был вид спорта, одевая спортсменов, компании несут огромную ответственность перед ними, перед Федерациями спорта, и в итоге перед всей страной. Это заставляет их постоянно совершенствоваться в организации производств, технологиях. В новой реальности, в условиях санкций и ухода многих спортивных брендов именно им придется, прилагая все усилия и опыт, становиться на путь импортозамещения в полном смысле этого слова. Об этом и многом другом мы побеседовали  с руководителем  РОССПОРТ Андреем Чураевым.
Читать далее »

Оптимизация обеспечения мостостроителей спецодеждой и спецобувью с целью повышения эффективности защиты от неблагоприятных производственных факторов

Мостостроение – отрасль, с которой связаны многие крупнейшие российские проекты последнего времени. Работа мостостроителей характеризуется неблагоприятной спецификой трудовых условий, и, несмотря на то, что работники отрасли обеспечиваются спецодеждой и спецобувью согласно установленным отраслевым нормам, они не всегда соответствуют необходимому уровню защиты от холода, осадков и других факторов.
Читать далее »