Этот материал вышел в № 02 за 2024 год
Пролистать PDF

Рост урбанизации привел к значительным изменениям в потребительских предпочтениях, особенно - в одежде и домашнем текстиле по всему миру, и Россия, в данном случае, не является исключением. Вот некоторые из этих изменений и трендов:

 

- Функциональность: в условиях современного мегаполиса, где пространство ограничено, потребители предпочитают одежду и текстиль, которые выполняют несколько функций. Например, одежда, которая может быть использована как для работы, так и для отдыха, или домашний текстиль, который одновременно может быть использован как одеяло и плед.

 

- Удобство: в этих же условиях время ограничено и имеет высокую ценность, и поэтому потребители предпочитают одежду и текстиль, которые удобны и легки в использовании.

 

- Стиль: в городской среде, где люди часто встречаются и взаимодействуют друг с другом, одежда должна отражать их индивидуальность и стиль.

 

- Экологичность: окружающая среда большинства населённых пунктов загрязнена, поэтому наблюдается тяга населения к вещам, которые произведены из экологически чистых материалов и не наносят вреда окружающей среде.

 

- Технологичность: там, где технологии играют важную роль, потребители акцентируют своё внимание на продуктах, использующих новейшие технологии. Например, одежда с встроенными датчиками или текстиль с использованием «умных» материалов.

 

Для того чтобы соответствовать ожиданиям потребителей, производители одежды и домашнего текстиля вынуждены внимательно относиться ко всем основным предпочтениям потребителей и соответствовать им.

 

Так, например, производители одежды все больше обращают внимание на экологические аспекты производства. Они используют экологически чистые материалы, такие как органический хлопок, переработанные материалы и биоразлагаемые ткани. Также они стремятся к сокращению отходов и снижению выбросов вредных веществ. Все больше обращают внимание на устойчивость своего производства и используют технологические методы, которые не наносят вреда окружающей среде и не истощают природные ресурсы, стремятся к использованию возобновляемых источников энергии и к снижению потребления воды и энергии.

 

Также производители делают акцент на индивидуальность и комфорт потребителей. Они предлагают одежду с уникальным дизайном и персонализацией, чтобы удовлетворить потребности каждого клиента. Используют новые технологии, такие как 3D-печать и цифровая печать, чтобы создавать индивидуальные дизайны и яркие принты, «умные» материалы, чтобы обеспечить комфорт и удобство при носке. Предлагают одежду, которая легка в использовании, не требует сложного ухода или глажки, или текстиль, который легко стирается и быстро сохнет. Всё больше уделяется внимание использованию новейших технологий: таких как 3D-сканирование, виртуальная реальность и искусственный интеллект, чтобы создавать одежду, которая соответствует потребностям и предпочтениям каждого.

 

Ещё один важный драйвер изменений потребительских привычек - развитие электронной коммерции. С одной стороны, растёт доверие потребителей к игрокам e-commerce, с другой — привычка покупать онлайн. Для миллениалов и зумеров интернет-покупки — родная стихия. По данным аналитического центра НАФИ, более двух третей россиян делали покупки на маркетплейсах за последний квартал. Покупка одежды в маркетплейсах стала выгоднее, чем в магазинах офлайн, по следующим причинам:

 

- Широкий выбор: маркетплейсы предлагают выбор одежды от различных производителей и брендов. Это позволяет покупателям найти именно то, что они ищут, и сравнить цены и качество разных товаров.

 

- Низкие цены: маркетплейсы часто предлагают товары по более низким ценам, чем в магазинах офлайн. Это связано с тем, что они не несут затрат на аренду торговых площадей и не имеют большого количества персонала. Маркетплейсы по объему выручки догоняют ключевых офлайн-игроков. Сотрудничество с ними для магазинов уже стало необходимым условием развития бизнеса.

 

- Удобство: покупка одежды в маркетплейсах удобна, так как покупатели могут делать покупки в любое время и из любого места, где есть доступ к интернету. Они также могут легко сравнивать цены и характеристики товаров, не выходя из дома. Важным аспектом, влияющим на выбор товара, являются опубликованные отзывы о данном товаре других покупателей.

 

- Быстрая доставка: многие маркетплейсы предлагают быструю доставку товаров, что позволяет покупателям получить свою одежду в кратчайшие сроки. Один из мотивов перехода на онлайн-формат покупок — экономия времени и топлив[SS1] а, отсутствие расходов на транспорт.

 

- Возможность возврата: многие маркетплейсы предлагают возможность возврата товара, если он не соответствует ожиданиям покупателя. Это позволяет покупателям быть уверенными в том, что они получают качественный товар.

 

Обратная сторона возможности возврата состоит в том, что некачественный товар увеличивает количество повторных логистических цепочек (многие товары проезжают туда-обратно сотни километров), затаривание складов и создает ещё большую нагрузку на экологическую безопасность (китайские производители уже давно сообразили, что возврат и утилизация некачественных товаров обходится дороже, чем его безвозмездная передача заказчику). Схожая ситуация уже давно наблюдается в магазинах офлайн и связана с тем, что большинство крупных сетевых ритейлеров в погоне за сокращением издержек размещают заказы на производство дешевой и однотипной продукции (как правило с использованием гладкого крашения или ротационной печати) из низкокачественных материалов, не пригодных для длительного использования.

 

А так как потребитель «голосует рублём» в пользу качественного текстиля, то производитель должен очень чутко реагировать на изменения рынка и подстраивать свои производственные процессы под эти требования, в свою очередь это гарантирует ему устойчивость на рынке и неплохую прибыль. Для того чтобы соответствовать запросам покупателей, необходимо хотя бы попытаться разобраться в предъявляемых требованиях.

 

По данным, собранным в ходе мониторинга отзывов заказчиков на маркетплейсах, «качественная одежда с уникальным дизайном» должна соответствовать нескольким требованиям:

 

- Материал должен быть высокого качества, чтобы обеспечить долговечность и комфорт при носке. Он должен быть прочным, мягким и приятным наощупь.

 

- Красители, используемые для печати, должны быть стойкими и не выцветать со временем. Они также должны быть безопасными для кожи и не вызывать аллергических реакций.

 

- Цифровая печать должна быть чёткой и яркой, чтобы дизайн был хорошо виден на ткани. Важно также, чтобы печать была равномерной и не имела дефектов.

 

- Швы на одежде должны быть аккуратными и прочными, чтобы обеспечить долговечность изделия.

 

- Отделка одежды, такая как молнии, пуговицы и другие детали, должна быть качественной и надежной.

 

- Одежда должна быть устойчивой к стирке, чтобы дизайн не выцветал и не терял чёткость после нескольких стирок.

 

- Одежда должна быть удобной и комфортной при носке, чтобы не вызывать дискомфорта или раздражения кожи.

 

Если обобщить все вышесказанное, то качественная одежда с уникальным дизайном и цифровой печатью должна быть прочной, безопасной, долговечной и удобной в носке. В приоритете — соотношение цены-качества, бренду пока внимания уделяется меньше. Совершая покупки, потребители ищут позитивных эмоций, жизнеутверждающих историй, дружелюбия, расслабления, уюта, элементов игры, проявления в одежде — яркие цвета и необычный крой.

 

Если говорить про ситуацию в России, то можно сказать, что потребитель адаптировался к изменению структуры представленности брендов на рынке, готов пробовать новые продукты и замещать ушедшие товары. Однако ожидания от новых брендов в контексте соотношения «цена-качество» и коммуникаций с потребителем высоки. Трат на покупки становится больше. Прослеживается корреляция с уверенностью в будущем (43 % работающих россиян уверены в том, что не потеряют работу в ближайшее время). В предыдущие годы потребители экономили на сегменте покупок «для души», сейчас их совершают чаще. Это также свидетельствует о психологической адаптации к новым условиям и большей уверенности в будущем. Многие игроки рынка также настроены оптимистично, ожидая в 2024 году роста выручки.

 

По данным аналитического центра НАФИ, на начало 2023 года 85 % россиян ждали появления сильных отечественных брендов, в первую очередь, производителей товаров повседневного спроса.

Однако на данный момент импортозамещение не удовлетворяет спроса ни в плане количества, ни в плане качества товаров. Азиатские аналоги ушедших товаров заполняют рынок, но самыми популярными у россиян по-прежнему остаются многие европейские бренды.*

 

Максим Максимов    глава текстильного департамента  компании  Konica Minolta Business Solutions Russia

 

*В статье использованы внутренние данные Konica Minolta и данные из исследования аналитического центра НАФИ «100 трендов 2024: куда двигаться бизнесу?»

 

Подписывайтесь на наши соцсети:


вконтакте: https://vk.com/lp_magazine


телеграм: https://t.me/lpcourier

 

Также в номере:

Бренд, который выбирают во всём мире

Философия бренда SHUNFA заключена в идее, что "традиционные швейные машины не только отражают истинные чувства жизни, любви и тепла мира, но также создают лучшую жизнь". Господин Хуан Чжэнфа, основатель SHUNFA, воплотил эту идею в жизнь, стремясь к совершенству, и компания следует этому пути, находясь в авангарде передовых технологий.
Читать далее »

ZELAL TEXTILE: развитие на благо общества

Узбекские текстильные предприятия продолжают активно развиваться, занимая новые ниши. Это касается в первую очередь производства готовых изделий как для внутреннего, так и для внешнего рынков. Одно из таких передовых предприятий – Группа компаний ZELAL TEKSTIL, которую основал и возглавляет по сей день Фират Дениз. Благодаря его опыту и усилиям ZELAL TEKSTIL выросла из одной компании в  группу  компаний  и продолжает свое развитие.
Читать далее »

"Унтекс Родники": новый сезон – новые полотна

Начинается новый выставочный сезон. Традиционно в рамках профильных выставок можно увидеть все новейшие достижения российского легпрома. На ярмарке "Текстильлегпром" в работе международного салона трикотажных полотен приняла участие и компания "Унтекс-Родники", о которой мы не раз писали на страницах нашего журнала.  
Читать далее »