Этот материал вышел в № 07 за 2018 год
Пролистать PDF

- Сергей Михайлович, с какими результатами ваши компании подходят к концу 2018 года?  

- «Фабрика шнуров» показала прирост по отношению к прошлому году по фактическому объему отгруженной продукции (хотя конкретных цифр назвать пока не могу). Но, в то же время, мы видим динамику снижения маржинальности нашей продукции. Рынок стал гораздо сложнее именно в ценовом выражении. Кроме того, у нас появились потребители в новых для нас секторах – как в сфере специальных государственных заказов, так и в отношении гражданской продукции (в частности, хлопчатобумажных канатов). Мы постоянно осваиваем новые рынки.

Что касается ООО «Текстильные машины Сиренко», у нас есть небольшой спад по сравнению с 2017 годом. Это, видимо, связано с общей экономической ситуацией в стране, с загруженностью ряда предприятий кредитами и т.д. Но при этом сформирован банк предприятий, проявляющих интерес к оборудованию нашего производства, который может реализоваться в виде контрактов в ближайшее время, если предприятия пройдут путь оздоровления и оптимизации. Надеюсь, что так и будет.

Кроме того, за этот год мы попробовали работать в различных регионах в формате создания собственных филиалов, и это принесло нам определенный опыт.

- В каких сегментах предприятия являются импортозамещающими? Есть ли планы по освоению каких-то еще ниш, где сейчас преобладает продукция зарубежных производителей?

- Компания «Текстильные машины» - это полностью импортозамещающее предприятие. Такого оборудования, которое мы производим, на нашем рынке фактически больше не выпускается. В частности, это шнуровязальное оборудование. Так, ШВМ-3, которую мы поставляем на рынок, очень хорошо зарекомендовала себя с точки зрения надежности, неприхотливости и практичности. Все, кто ее приобрел, очень довольны. Те образцы оборудования, которые мы собираемся производить в дальнейшем, также не имеют аналогов в Российской Федерации. Сейчас мы проводим тестовые испытания по выпуску канатных машин. Я думаю, что они будут очень интересны нашему потребителю. В дальнейшем у нас есть планы заняться производством кольцекрутильных машин. Это тоже оборудование, которого у нас в стране не производится.

Что касается «Фабрики шнуров», у нас часто возникает ощущение, что со своими коллегами по отрасли мы практически не конкурируем. На внутреннем рынке до этого еще очень далеко. Мы сейчас конкурируем, в основном, с китайскими производителями. В таких сегментах как рыболовство, судовое снабжение, альпинизм очень много импорта. И мы ставим задачу постепенно вытеснять оттуда зарубежную продукцию.

- Есть ли у вас опыт (или, возможно, планы) выхода на внешние рынки?

- В этом году у нас было два интересных и важных шага, направленных на выход на внешние рынки. В частности, по линии «Фабрики шнуров» мы участвовали в выставке, посвященной товарам для дома, сада и огорода, в Валенсии, в Испании. Получили интересный опыт, новые контакты. Сейчас занимаемся отработкой этих контактов, рассчитывая превратить их в контракты.

Кроме того, в этом году мы дважды бывали в Узбекистане в рамках деловых миссий с представителями власти. Это страна с довольно большим населением и высокой долей легкой промышленности в объеме ВВП, она нам интересна. Мы считаем, что наша продукция (как канатно-веревочная, так и оборудование) там будет востребована. В первый раз мы выезжали в рамках Дней Челябинской области в Узбекистане в составе делегации во главе с губернатором региона (в мае), во второй раз были на Российско-узбекском форуме с участием глав государств (в сентябре). В этом промежутке мы нашли точки соприкосновения, начали сотрудничать с российско-узбекской ассоциацией бизнеса РУЗАБ, разместили на ее площадке образцы продукции обеих компаний. Начинаем щупать этот рынок, знакомить потенциальных клиентов с нашими возможностями. Рассчитываем, что в скором времени туда пойдут отгрузки. 

По линии «Фабрики шнуров» мы сотрудничаем с Казахстаном, работа движется вполне успешно.

- Возвращаясь к Узбекистану. Мне кажется, эта страна держит курс на то, чтобы максимально перерабатывать свое сырье у себя, развивать свое производство. Насколько востребована там будет ваша канатно-веревочная продукция?

- Да, производство там активно развивается, и это плюс для нас, как для производителей оборудования. Но, вы правильно сказали, в основном, они используют свое сырье. Это хлопок, полипропиленовое волокно. Но другие материалы – капрон, специальные волокна (арамиды, углеволокно, стекловолокно, базальты) - у них отсутствуют, и тут мы можем полностью закрывать эти потребности.

- Планируете ли на следующий год участие в каких-то знаковых выставках для выхода на внешние рынки?

- Да, у нас есть очень масштабный и амбициозный план. Мы уже проплатили участие в выставке оборудования ITМА. Это как «Олимпийские игры» для производителей нашего сегмента. Выставка проходит один раз в четыре года в разных местах. В 2019 году она пройдет в Барселоне (Испания). Мы чуть не опоздали – оказывается, нужно было заявляться фактически за два года. Пришлось приложить больше усилий, чтобы заявку приняли.

Это очень серьезное событие, и к нему нужно серьезно готовиться, чтобы показать себя с лучшей стороны. Попадать на выставки, которые проводятся в странах Евросоюза не так-то просто, есть много нюансов, которые нужно изучать. Кроме того, это серьезные расходы. Мы очень благодарны нашему Центру поддержки экспорта, который оплатил аренду стенда на выставке в Испании в 2018 году, но, помимо аренды, есть и много других затрат, которые тоже выливаются в кругленькую сумму.

ITМА, сама по себе, имеет и другой статус, и другую стоимость аренды площади. Поэтому для нас этот опыт в прямом смысле дорогой. Мы называем это разведкой и считаем, что лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Мы неоднократно бывали на таких мероприятиях в качестве посетителей, пришло время на эти выставки, которые были для нас неким эталоном, консистенцией лучшего мирового опыта, выходить со своей продукцией, получать оценку там и, соответственно, двигаться дальше.

Больше никаких планов мы пока не строим: сначала мы должны отработать уже полученные контакты. Потому что результат проделанной работы достаточно большой, и понять, насколько мы эффективно провели эту работу, мы сможем, только доведя ее до конца.

- Как вы оцениваете нынешнюю экономическую ситуацию? Благоприятна ли она для развития производства?

- Наверное, я не буду оригинален. Я оцениваю ситуацию, как сложную - в части сбыта, кадров, налоговой нагрузки. В России был период более теплого бизнес-климата. Но, тем не менее, это как раз то, что называют временем возможностей. Когда предприятия могут пройти сложный путь повышения своей эффективности. Сейчас мало научиться делать хорошо. Нужно научиться делать свой продукт еще и недорогим. А тут важны и объемы производства, и накладные расходы. Риски очень высоки: если расчет руководителя будет верен, фирме обеспечено развитие, если неверен - предприятие попадет в сложное положение. В этих реалиях нам нужно жить, нужно выходить из них победителем.

При этом мы отмечаем рост потребления на внутреннем рынке. Мы видим, как предприятия рядом выживают, поднимаются. Некоторые вообще показывают неплохой рост. В 2017 году наша отрасль попала в число тех, где был отмечен рост производства (и это на фоне спада в других отраслях).

Вообще легкая промышленность – стратегическая отрасль, в прошлом незаслуженно обделенная вниманием. Я считаю, что все, что власть сейчас делает для поддержки легпрома, безусловно, пойдет на пользу. Но хочется еще больше. Во всем мире легкая промышленность - это драйвер развития, и Россия ничем не отличается. Нужно использовать этот потенциал.

- Как вы сами пришли в этот бизнес? Чем вас привлекает эта сфера?

- Я создал предприятие «Фабрика шнуров» более 15 лет назад. Пришел с большим желанием созидать, производить что-то нужное людям, какие-то простые вещи. К выбору ниши привело, можно сказать, стечение обстоятельств.

- Что планируете на будущее?

- В обеих компаниях мы будем искать новые рычаги повышения эффективности и конкурентоспособности, работать над повышением качества, созданием новых видов продукции (это один из драйверов  повышения объемов сбыта). Будем пытаться грамотнее подойти к экономическим расчетам. Сейчас умение правильно считать – это один из столпов деятельности предприятия. На коленке делать расчеты уже нельзя. Мы живем в другом мире, где каждая копеечка играет большую роль.

- Вы являетесь председателем комитета по легкой промышленности в общероссийской общественной организации «Деловая Россия». Насколько продуктивно складывается сотрудничество бизнеса и власти?

- Мы очень активно ведем работу с министерством экономического развития нашего региона, с коллегами из ОПОРЫ РОССИИ, Торгово-промышленной палаты Челябинской области. Участвуем во всех профильных мероприятиях. Могу сказать, что власть живо отзывается на инициативы бизнеса. В нашем регионе есть очень удачный опыт поддержки предпринимателей в режиме «одного окна». У нас впервые был создан многофункциональный центр «Территория для бизнеса», где можно получить все меры поддержки. Это большое подспорье: мер поддержки очень много, они находятся в ведении разных подразделений и собрать все это воедино бывает непросто. Тем более что производственники должны заниматься своим делом. Сейчас опыт МФЦ для бизнеса распространяется на всю Россию.

Очень активную позицию занимает губернатор Челябинской области Борис Александрович Дубровский, который поддерживает широкий спектр деловых миссий. Из этих мероприятий каждый выбирает что-то свое.

Конечно, не все идеально, не ко всем инструментам  поддержки можно подобраться. Но, тем не менее, это совсем другая история, чем три-четыре-пять лет назад. Так что в будущее мы смотрим с оптимизмом.

 

Также в номере:

Текстильная столица приняла форум

V Всероссийский форум легкой промышленности прошел в конце ноября в Иванове при поддержке Минпромторга России. Договоренность о переносе мероприятия в текстильную столицу (в Ивановской области до сих пор производится 85 % хлопчатобумажных тканей, развиваются и другие направления отрасли) была достигнута в прошлом году на форуме в Москве. Опыт получился спорным, но, тем не менее, заместитель Министра промышленности и торговли РФ Виктор Евтухов предложил сделать Иваново постоянной площадкой проведения форума. 
Читать далее »

«С оборудованием Zünd мы на шаг впереди»

Компания «ОктоПринт Сервис», официальный представитель Zünd Systemtechnik AG, инсталлировала цифровую режущую систему Zünd G3 XL-3200 на производстве «Постер-Принт» (Санкт-Петербург). Это первый, установленный в России режущий плоттер, имеющий две балки для максимальной производительности. Как это отразилось на успехах компании, мы задали несколько вопросов генеральному директору компании «Постер Принт» – Полине Гебгарт, техническому директору Александру Коробейникову и коммерческому директору Наталье Лебедевой. 
Читать далее »