Этот материал вышел в № 02 за 2024 год
Пролистать PDF

 

С 2020 года мы наблюдаем постепенное формирование нового мира, в котором пересматриваются не только реальные границы, но и отношение к ценностям глобальной культуры. Этот процесс так или иначе захватывает все сферы жизни и деятельности людей. Наиболее ярко формирующийся тренд можно отследить в работах молодых, так как они, будучи не всегда готовыми «выдавать» коммерческий продукт, работают на уровне большей искренности. Своими работами молодые дизайнеры отвечают на ментальный запрос общества.

 

Текстильные тренды, равно как и вестиментарная мода, вплоть до последнего времени создавались таким образом, чтобы удовлетворять различные группы потребителей и разные рынки. Эффект глобализации первых двух десятилетий XXI века привел к унификации моды. Однако вскоре оказалось, что отказ от этнических кодов и специфической национальной культуры повседневности, выражавшихся в однообразии информации и развлечений, пищи и одежды, способен лишь временно привлекать и очаровывать людей. Еще до пандемии наметился тренд на культурное обособление, поиск идентичности, связанной с подлинными или выдуманными корнями. Поскольку реальные связи «поколения Z» с истоками национальных культур в ряде случаев оказались разорваны, они начали создавать новые мистифицированные, фантазийные или личные интерпретации истории, активно внедряя их в свою жизнь и дизайн окружающей среды. Таким образом, маркетинговые приемы сторителлинга проникли в существо дизайна эпохи глокализации. Не будучи специалистами в вопросах рынка, молодые дизайнеры интуитивно чувствуют и прорабатывают формирующийся тренд.

 

Комментирует Максим Крылов, дизайнер ТМ «Ночь Нежна», «Luisa de Rizzo» и крупных федеральных сетей, эксперт арт-кластера «Таврида», член экспертного совета «Росмолодежь», доцент кафедры Дизайн костюма и текстиля им. Н. Г. Мизоновой ИВГПУ:

 

«Интересно разворачиваются события и меняется взгляд на источники дизайна. Вспомним коллекции Джона Гальяно с его индейскими, китайскими, японскими реминисценциями (причем – всё в одном), египетскую коллекцию – сейчас ведь это вообще невозможно, сразу начнутся скандалы вокруг «культурной апроприации». В то же время ситуация немного напоминает рубеж XIX–XX вв., когда в Европе возник национальный романтизм, со всеми этими народными мотивами. И он тоже был связан с интересом к прошлому и национальным подъемом».

 

В последние годы, особенно после пандемии, отчетливо наблюдается обращение зумеров к этническим источникам вдохновения в вестиментарной моде и текстильном дизайне. Встречая в высших учебных заведениях сверстников из других этнических групп, молодые дизайнеры лучше осознают свою идентичность, задумываются об уникальности рода и национальной культуры. Это дает им возможность определить себя, найти свою тему. Кроме этого, общенациональная история в сознании молодых дизайнеров часто преломляется через призму личной истории их семей, и, в частности, бабушек, чью жизнь они воспринимают как нечто принадлежавшее миру до интернета и вместе с тем – осязаемо близкое, родное, индивидуальное и всеобъемлющее.

 

Комментирует Максим Крылов:

 

«Еще интересно отметить, что зачастую студенты, приехавшие из других регионов, даже не являясь представителями коренных народов, всё равно транслируют культуру места, в котором они выросли. В больших городах, в Москве и Санкт-Петербурге, конечно, это лучше можно проследить, поскольку иногородних студентов больше».

 

Этнические мотивы нередко выбираются в качестве основы дипломных проектов, что дает молодым возможность поработать над художественным решением совместно с опытными наставниками. И в то же время – предложить собственное прочтение: неформальное, часто основанное на истории собственной семьи. Так формируется первый уровень нового тренда, который находит отклик в среде потребителей. 

 

Важная особенность этнического тренда настоящего времени в том, что он базируется на локальных историях, обрабатывается людьми, не знакомыми с клише прошлых поколений и тем самым выявляет нечто действительно ценное в истории, соединяя это с новыми техниками рисования и цифровыми технологиями. Некоторые молодые дизайнеры в дополнение к ручному рисованию применяют ИИ.

 

Настоящий тренд характерен для дизайна различных стран. Например, абсолютным победителем премии за инновации в дизайне текстиля Loughborough University стала Вайолет Родлифф (Violet Rodliff) с проектом «Дом – это не место». Вайолет посвятила свой проект миграции бабушки из Белиза (до июня 1973 г. носил название Британский Гондурас) в Великобританию в 1960 году. В основу легли элементы локальной культуры Брикстона, где проживает сообщество, которое пытается сохранить карибский культурный опыт в лоне Лондона. Яркие цвета витрин, особенно тех, где продаются экзотические фрукты, вдохновили цветовую палитру коллекции. Важно, что Вайолет изобразила именно те цветы и фрукты, которые связаны с ее историей. Еще одним источником вдохновения были яркие оттенки ткани мадраса, которая имеет богатую историю в культурах Карибского бассейна. Мадрас, являющийся основным продуктом карибской диаспоры в Лондоне, был создан для того, чтобы люди почувствовали себя как дома, привнося цвет и тепло в свой быт, помогая забыть о холодных серых зимах.  

 

 «Я обнаружила, что и мода, и миграция являются отличными катализаторами перемен, и что со временем разнообразие, которое приносит перемещение людей, помогло сформировать наше общество таким, каким оно стало, как индивидуально, так и в отношении наций» https://sdcashow2023.lboro.ac.uk/

 

Бернадета Ольшта (Bernadeta Olszta) также обратилась к истории своей страны при выполнении набивных тканей для дипломного проекта «Молодая Польша» в Loughborough University. 

 

«Мой проект черпает вдохновение из моего культурного происхождения и воспитания. Выросшая в Англии, в ее музеях я познакомилась с британскими художниками и дизайнерами. В то же время у меня была сильная связь с польской культурой, сообществом и традициями. Это сочетание влияний сформировало тему моего проекта, вдохновленного Движением искусств и ремесел и включающего в себя символику и мотивы, мифы и легенды, которые рассказывают историю и отражают самобытность Польши. Я прославляю традиционные ремесла и текстиль, которые являются частью польского фольклора. В этой коллекции я стремлюсь воплотить в жизнь богатое культурное наследие и художественные традиции Польши с помощью моего индивидуального стиля рисования» https://sdcashow2023.lboro.ac.uk. Графическая проработка мотивов навеяна работами Уильяма Мориса, но также имеет сходство с историческими чертами «закопанского декоративного искусства» и традиционной резьбы по дереву. Дизайнер населяет свои рисунки мифологизированными животными и отдает дань подсолнуху («słonecznik»), столь значимому символу «Молодой Польши».

Для молодых дизайнеров текстиля в нашей стране источником вдохновения становятся традиции их малой родины. Елизавета Александрова (СПГХПА им. А. Л. Штиглица, руководители М. И. Ермолаева, Н. М. Дземабак) обратилась к башкирским нагрудникам (значимому элементу женского национального костюма) с тем, чтобы положить их ритм в основу дизайна столового текстиля и перенести обережную функцию на весь дом. Авторский проект направлен на укрепление памяти о традиционном художественном творчестве этноса в его современной обработке. На данный момент традиционный башкирский орнамент утратил свое сакральное значение, люди перестали ценить его защитную функцию, но историческая и культурная составляющие таких узоров колоссальны, потому что они помогают молодым перекинуть мост из мифического прошлого в реальность XXI века.

Юлия Голованева (СПГХПА им. А. Л. Штиглица, руководители М. И. Ермолаева, Н. М. Дземабак) обратилась к изучению орнамента Чувашии для создания коллекции текстильных аксессуаров. Юлия хотела ретранслировать культурное наследие Чувашии с целью восстановить «связь времен», внести свой вклад в решение проблемы взаимодействия традиций и современности. Мифологические персонажи чувашских языческих верований, отражавшие магическое мышление народа и его художественно-эстетические вкусы, были воссозданы молодым дизайнером с обновленным пониманием их сути. Автору удалось адаптировать культовые образы и символы согласно современным тенденциям, сохранив при этом культурный код чувашского народа, свести к единому графическому языку разнообразные техники выполнения традиционного орнамента. Повторяющимися во всех композициях элементами стали зигзагообразные линии и треугольники.

Очень важно, что интерес молодых дизайнеров к этническим корням не прерывается после окончания вузов. Например, Елена Губина (СПГХПА им. А. Л. Штиглица) с 2016 года развивает свой бренд Mojd (в переводе с языка коми означает «сказка»). Ткани Елены действительно способны наполнить дом волшебством северных сказаний и подарить немного защитной магии в виде шали или платка. Кроме того, это пример отличного дизайна, который может легко применяться в изделиях различного масштаба и назначения: от твилли до светильников и обоев.

Еще один бренд, родившийся в 2016 году – «Полярная Ива», также связан с северными традициями нашей страны. Дизайнер Анастасия Герасимова из Марий Эл успешно окончила СГХПА им. А. Л. Штиглица, успев поучаствовать и победить в ряде конкурсов, пройдя стажировку в Solstudio. В 2023 году Анастасия еще раз подтвердила свой уровень победой в конкурсе «Культурный код». В ее портфолио работы для Газпромбанка, Музея Фаберже, Мэрикей, в последнее время дизайнер работает с локальными брендами «Алтай Традиция», Variso, Kochetkova, Татьяна Кузнецова, Madina Khat и др. Настины рисунки, как она их называет - «ботанические иллюстрации с животными» - совмещают на пространстве ткани инжир с грузинской птицей щуркой или полярные ягоды с крабами и ракушками – целые вселенные с историями. Важно, что это не экзотические мотивы, а художественные записки о путешествиях. «Такие принты позволяют взять с собой природу разных стран: отправиться в путь с кусочком чего-то родного (если запечатлеть на ткани что-то, что связано с домом и детством) или напомнить себе о путешествии, из которого вы только что вернулись…» https://vk.com/polyarnayaiva

 


 

В графике Анастасии Герасимовой четко просматривается влияние северное природы и «мухинской школы». В ее творчестве сочетаются два важных качества: виртуозная графика и чисто северная сдержанность в выборе мотивов и выразительных средств. И они точно отражают второй тренд, который можно назвать «родная природа».

 

Известно, что природные и особенно флоральные мотивы составляют коммерческую базу текстильного дизайна. Но в настоящее время тема природы осознается и интерпретируется молодыми дизайнерами по-новому. Они обращают большое внимание на уникальность природных ресурсов, на разнообразие флоры и фауны разных территорий. Молодые осознают природу как ценность, связывают ее с местом обитания. Таким образом, в этой теме также проступают мотивы национальной идентификации. Они соединяются с той характерной манерой рисования и художественным уровнем подготовки, который доступен и присутствует в конкретных условиях.

 

Говоря о тенденциях развития современного текстильного дизайна, можно отметить, что в нем сосуществуют два направления. Первое – применение различных цифровых технологий, которые практически подменяют или замещают собой традиционную графику. Второе – это довольно наивные мотивы с простейшим раппортом, которые возникли в результате общего снижения уровня рисования в мире под воздействием целого ряда факторов, среди которых не последнее место занимают возможность продвижения самодеятельных дизайнеров и Болонская система, вынудившая отказаться от шестилетнего обучения специалистов художественного профиля. Некоторое обособление дизайнеров в настоящих условиях может стать толчком к тому, что национальные школы будут больше опираться на свои художественные традиции, находить и развивать свои сильные стороны.

 

Комментирует Максим Крылов: 

 

«Про наивность раппортов очень верно подмечено! В последнее время в них появились чрезмерная простота и даже схематичность. Стараюсь добиваться от своих студентов большего разнообразия и изобретательности. И еще есть проблема с колоритами: студенты используют примитивные цвета, не понимают и не замечают трендов. Разбираю с ними примеры дизайна больших брендов, просто берем в Photoshop пипеткой цвет и составляем палитры, чтобы освоить колористику».

 

В текстильных рисунках отечественных дизайнеров особое место занимает ручное рисование. Получая художественное образование, зумеры успешно применяют свои навыки и могут создать этим серьезную конкуренцию мировым коллегам. 

 

Интересными примерами являются работы конкурсантов Textile Design Talents 2024 https://award.solstudiodesign.com. Александра Крамаренко, представляющая США, соединила в своих кроках цветы и традиционный для Америки деним. Работы Yun-Jung из Тайваня с восточными растениями напоминают рисунки наивных художников. В работах Карины Петросян (Россия) «звучат» южный темперамент и характерное изящество линий кавказского искусства.


 

Рогозина Елизавета (Россия) выставила на конкурс новую версию хохломского рисунка и калейдоскоп-пэчворк из ивановских ситцев. Юлия Штетендер (Россия) создала рисунок с использованием «нежных цветов Подмосковья, цветовой гаммы русского поля и русского леса». Такие же характерные для средней полосы России цветы и травы вдохновили Марию Матвееву, Анастасию Дерий и Маргариту Тимину (Россия). 

 

Не только мотивы, но сама техника рисования и изысканная цветовая гамма отличают работы российских молодых дизайнеров. Среди наиболее ярких интерпретаций природной тематики – работы молодых дизайнеров из СПГХПА им. А. Л. Штиглица Екатерины Нино, Игнатьковой Ангелины, Алены Харламовой, Ксении Масловой, Анастасии Виноградовой (руководители Л. В. Михайлова, А. А. Семенова, Н. Н. Цветкова, Н. М. Дзембак). Большая часть их посвящена родной флоре или интерпретирует ее в традициях отечественной рисовальной школы. Навык ручного рисования и опора на традиции важны для самобытности текстильного дизайна, востребованного в настоящем и имеющего перспективы в будущем. 


 

Комментирует Максим Крылов:

 

«В работах студентов Академии им. Штиглица я вижу одну школу: очень плотный раппорт, который сейчас не совсем в тренде, такую плотную композицию, при том что работы очень хорошие, сильные. Еще их конечно же объединяет схожая стилизация мотивов, можно похвалить кафедру за такой яркий почерк. Можно предположить, поскольку сам работаю в производстве, что стилизация и особенности композиции выбраны ввиду технических ограничений и рамок производства и тем вполне оправданы».

 

Ивановский Политех традиционно готовит дизайнеров в лоне текстильного региона России. И в работах выпускников кафедры им. Н. Г. Мизоновой 2021 года можно увидеть обращение к упомянутым темам. Северная природа, представленная в монохроме и деликатно обработанная в цифре, подкупает своей художественной выразительностью и актуальностью рисунка. Дизайн Людмилы Завьяловой (рук. С. И. Кузьмичева) рассчитан на применение в качестве интерьерных и постельных тканей. В тканях Татьяны Крыловой (рук. С. И. Кузьмичева) традиционные мотивы ситцев сильно переработаны в стиле современного рисования с упрощением графики и цветового решения, доведены практически до знаков, кодов культуры https://vk.com/album-15896033_282364162.


Комментирует Максим Крылов:

 

«Студенты ИВГПУ любят традиционные ивановские ситцы, текстиль 1920-1930-х, но не могут понять их философию, когда авангард был в содержании. Дети XXI века просто копируют те же поезда... Добавить туда айфоны и прочие атрибуты современности они не догадываются, тем более это развить дальше».

 

Работы молодых свидетельствуют о наличии уникальных локальных дизайнов в текстиле, стилистически и ментально связанных с традициями территорий, имеющих прямое отношение к авторам. По этому пути идут дизайнеры соседних с Россией азиатских стран, умело и деликатно развивающие традиционные вышивки, орнаменты, техники для того, чтобы превратить их в национальные бренды.

 

Важно отметить, что в настоящее время сохраняется давление коммерческих концернов, которое способно подавлять локальные тренды, однако желание людей быть особенными и гордиться своей культурой способствует успеху самобытной моды и находит выражение в текстильном дизайне. Что будет дальше? Зависит от нас.

 

Майя Кузнецова, дизайнер, художник-модельер, кандидат искусствоведения, доцент, член Санкт-Петербургского Союза дизайнеров, Академик Национальной Академии Индустрии Моды

Подписывайтесь на наши соцсети:

 

вконтакте: https://vk.com/lp_magazine

 

телеграм: https://t.me/lpcourier

 

Также в номере:

Практика внедрения принтеров GongZheng на швейных предприятиях

Наблюдая непрекращающийся рост продаж текстильных принтеров на российском рынке, можно констатировать факт: российские поставщики печатного оборудования успешно адаптировались к переменам, связанным с санкционным уходом японских и западных производителей, и смогли предложить швейным и текстильным предприятиям достойные альтернативы техники китайского производства. В свою очередь, отечественным фабрикам разных масштабов и направлений деятельности, понимающим все преимущества цифровой печати на текстиле и заботящимся о своем дальнейшем стабильном развитии, ничего другого не оставалось, как воспользоваться новыми решениями, и они не были разочарованы.   
Читать далее »

Global Textile настроен на долгосрочные перспективы

Узбекистан  по итогам 2023 года является   лидером по  росту ВВП  среди стран Средне-Азиатского  региона. Существенный вклад в развитие и благосостояние  страны привнесла  и  текстильная промышленность. Крупные предприятия полного цикла cтали драйверами отрасли.  Начав   с переработки  хлопка , производства  пряжи они довольно быстро  создали   производства  готовых тканей и трикотажных полотен, а сейчас активно  осваивают  рынок готовых изделий-создают  швейные  производства.  Одно их таких передовых    предприятий  Global Textile ,  с которым мы уже знакомили наших читателей. Мы поговорили с  руководителем отдела качества и стандартов Зуфаровым Рустамом Владимировичем , чтобы узнать, как реализовывались  за прошедший  год планы в том числе по  созданию швейного  производства и каковы дальнейшие перспективы.
Читать далее »

«ДИЛАН-ТЕКСТИЛЬ»: «Наша продукция обладает гипнотическим эффектом»

Значимый юбилей – 15 лет со дня начала работы в России – отметила компания «ДИЛАН-ТЕКСТИЛЬ», один из лидеров производства трикотажа. За эти годы компания приобрела безупречную репутацию у клиентов и деловых партнеров благодаря качеству продукции, постоянным исследованиям и разработкам, а также вниманию к модным тенденциям. Наш собеседник –генеральный директор ООО «ДИЛАН-ТЕКСТИЛЬ» Ферхат Дениз.
Читать далее »